В Нахиджеване, на границе с Арменией, Азербайджан открыл военный аэродром. Он размещен на территории отдельной общевойсковой армии, которую 10 мая посетил президент АР Ильхам Алиев, приняв участие в презентации новой взлетно-посадочной полосы нахиджеванского “международного аэропорта”, — пишет Гаянэ Мовсесян на страницах газеты «Республика Армения».
«Посещение Алиевым Нахиджевана официальный Баку обусловил множеством причин, связанных с открытиями разного рода объектов – Центрального госпиталя, магистральной автодороги Джульфа-Ордубад, территории строительства Ордубадской гидроэлектростанции и даже Центра искусственного оплодотворения. Об аэродроме азербайджанские СМИ сообщают как бы мимоходом, в общем контексте.
Это и понятно. Не хочется Баку выпячивать тот факт, что военный аэродром будет обслуживать интересы в первую очередь де-факто уже существующей в Нахиджеване базы Вооруженных сил Турции.
Де-факто, потому что и Баку, и Анкара официально не признают наличия этой базы. По законодательству Азербайджана размещение иностранных баз на его территории запрещено.
Но ничто не мешает провозгласившим себя “одной нацией с двумя государствами” Азербайджану и Турции, официально прикрываясь наличием в Нахиджеване отдельной общевойсковой армии Азербайджана, развивать и укреплять позиции ВС Турции в этой автономной республике.
В Нахиджеване Баку дислоцировал Объединенную армейскую группировку спецназа. Там также расположены системы ПВО, ракеты и артиллерия, в том числе ракетные комплексы «Смерч», Т-300 «Касирга» и Т-122 «Сакарья».
В Нахиджеване ежегодно Баку и Анкара проводили по несколько военных маневров, под предлогом которых Турция вводила в этот регион как войска (причем наступательные контингенты), так и самую разнообразную военную технику.
По положению на начало сентября 2020г. в Нахиджеване, по данным Владимира Прохватилова, старшего научного сотрудника Академии военных наук РФ, базировалось около 20 тыс военнослужащих (при общей численности армии в примерно 67 тыс солдат), около 400 бронетранспортеров, самолетов, систем противовоздушной обороны и артиллерийских систем.
В июле прошлого года в Нахиджеван под предлогом учений были введены наступательные контингенты (личный состав, бронетехника, артиллерия) Вооруженных сил Турции – 11 000 турецких военных, ударные вертолеты Т-129 АТАК, бронетехнику, тяжелую артиллерию, ракетные установки, средства ПВО и радиоэлектронной борьбы.
По данным СМИ, все это осталось в Нахиджеване. Не стоит сомневаться, что много чего и прибавилось. Особенно в период азербайджано-турецкой агрессии против Арцаха осенью 2020-го.
Более того, в Нахиджеван в прошлом году перебрасывались подконтрольные Турции боевики из ближневосточных террористических организаций, которые из региона, несмотря на требования международного сообщества, включая сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Россия, США, Франции, выведены не были.
После подписания 9 ноября 2020г. соглашения о перемирии Баку и Анкара вели работу по убеждению семей этих боевиков перебраться на постоянное жительство в Арцах на оккупированные при помощи этих наемников территории. Не исключено, что эти террористы располагаются не только в Арцахе, но и в Нахиджеване.
По словам Прохватилова, наличие у Турции возможности перебрасывать в Нахиджеван свои войска, или подконтрольные ей подразделения боевиков, делает данную территорию важнейшим оперативным турецким «шверпунктом»: …
В 1918 году германский рейхсвер на Западном фронте применял оперативную форму фронтального удара – «немецкий таран», используя тактику Schwerpunkt – выявления слабого места в обороне противника для нанесения здесь концентрированного удара максимально возможными силами с последующей организацией обороны «шверпункта».
Военная база в Нахиджеване и вообще в Азербайджане (и не только) стала бы весомым аргументом для признания Турции по меньшей мере региональным лидером, хотя аппетиты Эрдогана распространяются на получение ею возможности активного участия в принятии решений в глобальным вопросах.
В контексте вышесказанного примечательно то обстоятельство, что открытие военного аэродрома в Нахиджеване Алиев приурочил к визиту в Баку министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
В случайные совпадения в подобных вопросах не верится даже с трудом. Официальные Баку и Анкара не раз в плохо завуалированной форме выражали недовольство присутствием российских миротворцев в Арцахе.
Свое раздражение наличием на территории Армении 102-й военной базы России ( в Гюмри) Турция и вовсе не скрывала. Так что, наличие турецкой военной базы в Нахиджеване можно рассматривать как создание Анкарой противовеса военной базе РФ в Армении. Создание базы, конечно, процесс не скоропалительный.
Однако Турция готовится к этому далеко не первый год, постепенно осваивая Нахиджеван. Кстати, в Турции существует карта, на которой Нахиджеван, наряду с Батуми, Алеппо, Мосулом, Кипром, частью Балкан, обозначены как турецкая территория.
Баку это, понятное дело, не нравится, однако Алиев, видимо, уже не в состоянии вырваться из цепких объятий Эрдогана, вцепившегося в него мертвой хваткой. В конце концов, именно Турция помогла Алиеву выйти победителем, пусть и относительным, в войне против Арцаха осенью 2020-го. А долг, как говорится, платежом красен…», — отмечает автор.