Эксперт: Результаты выборов изменили политическую архитектуру Турции
Завоеванием номер один на парламентских выборах в Турции были результаты, зафиксированные курдской Демократической партией, 6 млн. голосов которой поменяли всю политическую архитектуру страны. Об этом в беседе с корреспондентом NEWS.am заявил тюрколог Ваграм Тер-Матевосян.
По его словам, существенно поменялось соотношение сил на политическом поле Турции. Итоги вчерашних парламентских выборов, с точки зрения Ваграма Тер-Матевосяна, стали результатом сопоставления нескольких факторов. «В первую очередь, необходимо зафиксировать то обстоятельство, что поменялись «правила игры»: Эрдоган, который является «первой скрипкой» страны, политическим деятелем номер один, не мог участвовать в выборах с тем весом и размером, с которыми он обычно участвовал во всех прежних выборах. Конституция Турции запрещала ему полноценно критиковать оппозиционные партии, и это не могло не повлиять на выборы», — подчеркнул тюрколог. Во-вторых, продолжил он, на премьер-министра Ахмеда Давудоглу была возложена большая ответственность. «Но он так и не смог приобрести ту харизму, которой пользовался Эрдоган. Несмотря на потраченные финансовые и административные ресурсы, ожидаемого результата не было. Более того, в сравнении с предыдущими выборами, около 3,5 млн. избирателей не проголосовали за Партию справедливости и развития», — отметил Ваграм Тер-Матевосян. Следующее обстоятельство, по словам тюрколога, заключается в том, что история любит повторяться, и то, что случилось в 1989 году, когда Тургут Озал предпочел стать президентом и оставил свою политическую силу в ослабленном состоянии, произошло в прошлом году с Партией справедливости и развития. «Эрдоган стал президентом, он думал, что передал партию надежному человеку – Ахмеду Давудоглу, но последний не пользовался тем авторитетом, который мог бы консолидировать существующий огромный потенциал. Еще одним фактором результатов нынешних выборов было видение Эрдогана строительства так называемой «Новой Турции», которое расчленило турецкое общество. И, по сути, эти выборы были призывом Эрдогану остановиться и подумать над тем будущим, которое он хотел создать», — сказал Ваграм Тер-Матевосян. Большинство турецкого общества, подчеркнул он, выступало против той системы президентского правления, которую Эрдоган хотел внедрить в Турции. И не менее беспокоящим фактором, добавил Ваграм Тер-Матевосян, стали также все более авторитарные проявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
В Турции 7 июня Партия справедливости и развития (ПСР) вышла в лидеры на парламентских выборах по процентам, но не набрала нужного количества мест в законодательном органе (276) для того, чтобы в одиночку сформировать правительство. По данным Центризбиркома, по итогам обработки 99% бюллетеней, ПСР получает 40,94% голосов или 259 кресел в 550-местном меджлисе.
Оппозиционные Народно-республиканская партия (НРП) и Партия националистического движения (ПНД) заметно улучшили свой результат по сравнению с выборами 2011 года на примерно 4,5 и 3% соответственно. НРП получает 25,2% или 132 места в парламенте, а ПНД — 16,5% и 82 места.
Кроме того, в парламент прошла курдская Демократическая партия народов, которая впервые участвовала в выборах как единая политическая сила. Курдская Демократическая партия народов — единственная политическая сила Турции, признающая Геноцид армян.
Источник: News.am