Соціум

Today`s Zaman: Армяне и абрикосы – кино и настоящие имена турецких актеров

абрикосыAnalitikaUA.net. Приводим статью обозревателя Алин Озинян, опубликованную в турецкой «Today`s Zaman», со значительными сокращениями:

Абрикос является важным фруктом для армян. Он почти священный, его даже почитают. Любой в Армении, кто покупает дом или переезжает в дом с садом, сажает, по крайней мере, одно абрикосовое дерево, если его еще нет.

В третьем веке до нашей эры жители Аккада называли абрикос «арману» (что значит «армянский»), а Армению – «Армани» (земля абрикосов). Один из древних народов Месопотамии, арамейцы, называли абрикосовое дерево «Хазура Армения» (дерево армянского яблока). После битвы с армянским царем Тиграном Великим в первом веке до нашей эры римский полководец Лукулл взял несколько саженцев абрикоса из Армении и отвез в Рим. Римляне посадили эти саженцы в своем городе и назвали плод «армянская слива» («Prunus armeniaca»). Из Рима растение распространилось по всей Европе. Жан-Батист Ламарк, ведущий ботаник в 18-ом веке, решил, что этот фрукт не является видом сливы, а новым видом, и назвал его «Armeniaca vulgaris». В 12-ом веке, благодаря Ибн аль-Авваму, абрикос принял арабское название «туфа аль-Армани» (армянское яблоко). Сегодня в научной литературе остается латинское название абрикоса «Prunus armeniaca».

В армянском языке плод имеет свой собственный цвет – «абрикосовый». Этот цвет является одним из трех цветов, используемых во флаге Республики Армения, в то же время цвет является признаком благородства. Так, в древних армянских царствах одежду абрикосового цвета могли носить только дворяне и в некоторые периоды – только короли.

Абрикос – это фрукт, который сумел остаться актуальным. Протесты Раффи Ованнисяна, которые побудили многих задаться вопросом, не пришла ли в Армению «арабская весна», были позже названы «абрикосовой революцией». Почти каждый год фермеры проводят «абрикосовые протесты» против низких цен на фрукт. Последний раз абрикос появился в повестке дня Армении всего лишь несколько дней назад, когда министр сельского хозяйства Серго Карапетян предложил создать «Абрикосовый музей». Следует отметить, что Армения не входит в число стран – лидеров по производству абрикосов, где лидирует Турция.

Инструмент турок из ветвей грецкого ореха, называемый «мей», делается азербайджанцами из тутового дерева и называется «балабан». В Дагестане люди делают свой знаменитый инструмент «ясти-балабан» из веток клюквы. Но этот примитивный инструмент, называемый «дудук» в Армении, на котором так волшебно играет армянский маэстро Дживан Гаспарян, изготавливается из абрикосовых веток в Армении. Короче говоря, любовь к абрикосам укоренилась в душах армян.

Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» берет свое название от этой любви. После популярного фильма знаменитого режиссера Сергея Параджанова «Цвет граната» гранат почти стал символом армянской идентичности и армянского кино. Этот фрукт даже использовали в произведениях о Геноциде армян, например, в произведении Элиф Шафак «Внебрачный сын Стамбула». Тем не менее, учредители фестиваля не хотели, чтобы он был связан в основном с Параджановым, поэтому они выбрали более традиционный фрукт – абрикос – как символ фестиваля.

Отрадно видеть плакаты турецких фильмов на улицах Еревана, учитывая, что у армян также есть предрассудки. Образ турок для простых армян вряд ли может быть связан с любителями искусства. Турки в основном рассматриваются как свирепые воины или хитрые политики, а в последнее время – как пастухи. Эта взаимная склонность не знать о другой стороне является одним из основных психологических расстройств в обоих обществах. Возможно, мало кто знает о существовании фестиваля «Золотой абрикос» или о том, что турецкие режиссеры получают премии на этом фестивале каждый год.

Это относится и к другой стороне. Скольким людям известен тот факт, что в турецком кино, которое мы не называем «кино Турции», до 1923 года преобладали меньшинства, и практически все актеры в первых турецких фильмах были немусульманами? Обратите внимание на имена технических работников, участвовавших в производстве старых турецких фильмов. Вы поймете, что там было много «иностранных» людей. Что касается актеров, мало кто знает, что настоящее имя популярного актера Сами Хазинсеса – Самуэл Улуч, а имя нашей сладкой толстушки Адиле Нашит – Адела. Никто не будет помнить Киркора Джезведжяна. Однако он был нашим Кенаном Парсом. Сколько людей знает, что наш Хороз Нури, который кричал «Бедия», – это Вахи Оз, а его настоящее имя – Ваге Озинян? Тургут Озатай, Даньял Топатан, Нубар Терзян, Анта Торос, Ани Ипеккая… NEWS.am