ВажливеПолітика

СМИ: Как Турция использует курдов и армян в качестве живого щита?

Турецкие власти последовательно лишают голоса и карают курдов, точно так, как в свое время поступали с армянами, пишет Наири Охикян на страницах Спутник.

Впервые с турецким публицистом Зейнелом Абидином мы встретились в 2017 году. Еще тогда он заявлял о необходимости больше говорить об этнических армянах, проживающих в Турции.

Абидин не скрывал своего удивления несгибаемой стойкости армян. Народ, подвергавшийся насилию и грабежу, который пытались полностью уничтожить, лишить его идентичности, представляя многих из них как турок или курдов, все еще сохраняет любовь к жизни, и даже мечтает о жизни в мире и согласии.

«Я с удивлением замечаю, что армянский народ ничего не забывает. Сам я происхожу из общества, которое любит забывать, будто ничего и не было. Но жизнь делает свое дело. Нужно хранить память и знать, кто что сделал и какие у него сейчас поставлены цели. Мы должны суметь понять, какие цели преследуют турецкие власти и как они реализуются»,- говорил турецкий публицист.

Зейнелу Абидину было непонятно и неприемлемо, что в активную политику ассимиляции армян втягиваются не только турки, но и курды.

Когда курды оказались в нашем регионе?

Первые упоминания о курдах встречаются в источниках X века, когда в 984 году курдская династия Мрванянов пыталась установить свою власть в Диарбекире и завладеть Сирией и Ираком. Впоследствии курды начали конкурировать и с армянами, стремясь завладеть историческими территориями и природными ресурсами Западной Армении.

Во время Геноцида армян курды стали своеобразным оружием в руках Османской империи. Убивая местных армян, курдские вожди завладевали их имуществом, часто насильно брали в жены армянок, принуждали их к вероотступничеству и принятию ислама суннитского толка.

Спустя некоторое время турецкая власть, для которой Геноцид армян сошел с рук, сделала своей мишенью и курдов. С 1925 года курды также подвергаются гонениям. Для турок, освободившихся от армян, стало важным избавиться и от курдов. Однако, те оказались более организованными и, в отличие от армян, дольше продержались. Вооруженный турецко-курдский конфликт продолжается уже почти 100 лет.

Посещая Западную Армению спустя 100 лет после Геноцида армян, каждый раз встречаюсь с курдскими общественными или политическими деятелями, которые открыто говорят о Геноциде и о том, что это армянские территории.

Мэр Вана Бекир Кайя неоднократно заявлял о Западной Армении и призывал армян вернуться в свои дома. В частности, такую мысль он высказал в 2015 году, до своего ареста.

«Враждебность между нашими народами обусловлена грехами, которые турецкие власти совершили по отношению к вашему народу. К сожалению, я не могу многого сделать, но, в свою очередь, попытаюсь приложить все усилия для осуждения совершенных в прошлом преступлений и для того, чтобы неизлечимые раны затянулись и стали шрамами. Я не могу пригласить вас сюда, потому что хозяев дома не приглашают, это ваш дом. Добро пожаловать домой», — таковы были слова Бекира Кая.

Такие же формулировки звучат и в словах бывшего мэра Диарбекира Османа Байдемира: «Мы научились у армян жить достойно. Армяне, которые вынужденно покинули эту землю, забрали с собой цвет своей родины».

Байдемир назвал «знаменательным явлением» гонения в отношении турецких курдов в последние пять лет.

«Боль прошлого на нашей совести, но сегодня мы можем искупить раны, которые были нанесены из-за нас, хоть и с опозданием. Тем не менее, на душе становится легче», — сказал он.

Оба мэра-курда были отстранены от своих должностей и арестованы. Турецкие власти последовательно подвергают гонениям курдов, точно так же, как в свое время делали с армянами. Несмотря на это, число курдов в Турции продолжает расти.

Согласно последним опросам, курды составляют более 20% населения Турции, хотя турецкие власти стремятся преуменьшить число, говоря о 13,5%. При этом, к фальсификациям цифр прибегают обе стороны. Если турки пытаются преуменьшить число курдов, то курды завышают их, заявляя о 25-27 миллионах. Здесь они пользуются также фактором этнических армян, проживающих в Западной Армении, представляя их в качестве курдов.

Кстати, на территории современной Турции, по разным подсчетам, живет более 4,5 млн. армян, которые постепенно возвращаются к своей национальной идентичности, начинают учить армянский, некоторые крестятся и становятся христианами.

Как армянский фактор влияет на конфликт курдов и турок?

Здесь самое главное, на что следует обратить внимание — это разработанное еще в 2006 году турецкое стратегическое планирование, согласно которому армянам стали предоставлять относительную свободу в юго-восточных районах Турции (Муше, Сасуне, Диарбекире, Ване, на границе Ирака и Сирии). А на территориях, приграничных с Республикой Армения (Карсе, Игдире, Алашкерте, Баязете или Амшене), предпринимаются строгие меры, чтобы армяне вдруг не заговорили о своей национальной идентичности, боясь курдского и азербайджанского фактора.

То есть, активизируя армян на границе Сирии и Ирака, турки стремятся таким образом сформировать живой щит между курдами Турции и Ирака. Следуя той же логике поддерживается активность курдов и азербайджанцев на границе Армении. Таким образом, Турция пытается создать естественный, человеческий барьер между армянами Западной Армении и Республики Армения.