Провален план Анкары и Баку? Почему Тбилиси не присоединится к формату «3+3»
Решение Грузии не принимать участия в проекте консультативного регионального механизма «3+3» обусловлено рядом факторов. А потому нельзя однозначно утверждать, что Тбилиси провалил турецко-азербайджанскую инициативу. Об этом в интервью Sputnik Армения заявил доцент кафедры международных отношений и дипломатии ЕГУ Григор Баласанян.
Ранее выступая в парламенте, глава МИД Грузии Давид Залкалиани заявил, что Тбилиси не примет участия в формате «3+3», считая, что он имеет геополитическое значение. Он отметил, что представил позицию своей страны коллегам из Турции, Азербайджана, Ирана и Армении.
«Формат хоть и был предложен Турцией и Азербайджаном, на решение Грузии повлиял интерес к нему со стороны России и Ирана», — сказал Баласанян.
Он напомнил, что формат официально поддержала Россия, а представитель российского МИД Мария Захарова на последних двух брифингах заявила о необходимости скорейшего перевода данного предложения в русло практической реализации.
Баласанян считает, что при принятии Грузией этого решения не обошлось без влияния Запада. Отказ Тбилиси от участия в формате «3+3» призван помешать активности России и Ирана в регионе. Эксперт считает, что Москва и Тегеран неспроста поддержали формат «3+3», они намерены вытеснить ЕС и США из региональных процессов.
«Бытует мнение, что формат «3+3» мог сказаться на переговорном процессе по Карабаху, работе Минской группы ОБСЕ. Участники «3+3″ тем самым направляют мировому сообществу месседж о том, что в рамках этого формата и будут решаться региональные проблемы», — сказал Баласанян.
Эксперт считает, что механизм «3+3» был продиктован в большей степени интересами Грузии. Он также мог способствовать разблокировке транспортных коммуникаций и экономическому развитию региона.
При этом Баласанян считает, что если в ближайшее время Грузию не охватит энергетический кризис, а товарооборот в портах Поти и Батуми не сократится, значит, Тбилиси согласовал свои действия с Анкарой и Баку.
Предложенную грузинской стороной платформу эксперт считает бесперспективной. По мнению Баласаняна, это попытка выдавить из региональных процессов Россию и Иран. И учитывая степень влияния Москвы на Ереван, Армения едва ли присоединится к грузинской инициативе.
Напомним, о содействии в нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном власти Грузии впервые заявили еще во время 44-дневной войны. В октябре 2021 года премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили официально заявил о предложении создать платформу, в рамках которой Тбилиси станет модератором между Ереваном и Баку.
Тогда же в Грузии пояснили, что Тбилиси не претендует на обсуждение в рамках предложенной инициативы вопросов политического характера или темы демаркации и делимитации. Речь может идти только об инфраструктурных вопросах, экономических, транспортных проектах. Могут рассматриваться также вопросы функционирования портов, логистики, железнодорожной инфраструктуры, то есть весь спектр тем, представляющих интерес, в том числе и для Армении и Грузии.