Турция не оставляет мечты о восстановлении халифата
AnalitikaUA.net. Текущая неделя ознаменована 90-й годовщиной одного события, послужившего поводом для активных дискуссий, которые в последние годы в Турции приобретают все большую интенсивность: годовщина упразднения халифата. Как пишет ИноСМИ с ссылкой на Haberturk, с принятием 3 марта 1924 года закона № 431 Великое национальное собрание Турции ликвидировало халифат, передав в национальное достояние все принадлежавшее султанам недвижимое имущество и дворцы, а также «личные доходы и имущество султана», то есть «собственность короны». В тот же вечер последний халиф Абдул-Меджид II вместе со своей семьей был выдворен за пределы Турции. В течение последующих десяти дней из Турции были высланы все представители османской династии. Разрешение вернуться на родину женщины получили спустя 28 лет, мужчины — только через 50 лет.
«С тех пор прошел почти век, и, хотя споры о «династии» и «монархии» в Турции не возникали, вопрос халифата всегда поднимался определенными группами. Слова ностальгии, которые в первые годы создания республики звучали лишь в узких кругах, в последние 15-20 лет стали произноситься во весь голос и на более широких площадках. Сегодня же налицо множество всевозможных мечтаний: начиная с идеи о том, что институтом халифата повелевает ислам, и заканчивая представлениями о форме возрождения этого института и лицах, обладающих компетенцией, достаточной для того, чтобы его возглавить. В имперский период Турция только однажды использовала институт халифата, когда вступила в Первую мировую войну; как «халиф правоверных» султан того времени Мехмед V Решад объявил «джихад». Результат известен: фетва о джихаде не возымела должного эффекта в исламском мире, за исключением нескольких небольших групп в Индии и Африке; союзники, с которым мы воевали, отправляли на фронт солдат, собираемых из мусульманских колоний, и в Чанаккале, Басре и еще на нескольких фронтах мы воевали с мусульманскими «врагами». Даже в Стамбуле, который после заключения перемирия подвергся оккупации, ряд крупнейших бесславных поступков — на совести мусульманских солдат, доставленных из Сенегала французами.
Институт халифата в прошлом был основан на трех принципах: «государство», «меч» и «присяга на верность», то есть «быть во главе государства», «обладать силой» и «быть признанным суннитским миром» — декларация верности халифату при его признании и одобрении. Вслед за упразднением Турцией халифата в марте 1924 года во всех уголках исламского мира один за другим созывались конгрессы, проводились собрания, нацеленные на то, чтобы попытаться воссоздать халифат в какой-либо другой точке земного шара. Несмотря на то, что вопрос многократно обсуждался, результат всегда оставался нулевым. Никак не удавалось прийти к договоренности по вопросу о том, кто должен возглавить халифат, в действительности символизирующий «султанат». Именно из-за дискуссий о «присяге на верность» и повиновении мечтам никак не удавалось стать явью», — пишет Haberturk. Халиф — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Слово халифат означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммеда арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630 — 1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.
Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот — байат (присяга) является методом для избрания халифа.
Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам.
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммед был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это свое священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммеда наследовали лишь земную власть.
Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть — имамат. Шииты признают законными имамами потомков Али, двоюродного брата Мухаммада и мужа его дочери Фатимы, исключая, таким образом, всех суннитских халифов, кроме собственно самого Али, которого сунниты признают четвертым праведным халифом. Фатимидский халифат (909 — 1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама. Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789 — 921) и Сефевиды в Иране (1502 — 1736), также претендовали на титул халифа.
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире. В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций. Одним из возможных претендентов на титул является потомок последнего халифа Баязид Осман.
Источник: PanArmenian