В районе Капана, городского аэропорта и близлежащих населённых пунктов сработала «мина замедленного действия». Иначе ситуацию в Сюнике, где начались стихийные акции протеста, не назовёшь.
После завершения боевых действий в Карабахе и изменения тактической обстановки, на юге Армении образовались новые рубежи. Областной центр и многие сёла, которые с 1993 года находились в глубоком тылу линии соприкосновения, снова стали приграничными с Азербайджаном. Sputnik Армения разобрал ситуацию.
На бумаге
Трёхстороннее Заявление стало базовым документом для прекращения кровопролития. В нём оговариваются ключевые действия Еревана, Баку и российского миротворческого контингента. Речь идёт о территории Карабаха и прилегающих к нему семи азербайджанских районов, которые после достижения перемирия в 1994 году, находились под контролем НКР. Некоторые из них – Лачинский, Кубатлинский и Зангеланский в советское время граничили с армянскими: Горисским, Капанским и Мегринским.
Согласно договоренности, на этом направлении армянские подразделения вынуждены отойти к старым границам. То есть, если после распада Советского Союза Республика Армения стала правопреемницей Армянской ССР и была признана в мире в таких пределах, то её новыми рубежами в Сюнике сейчас становятся те рубежи, которые в своё время были определены советским правительством, в результате административного деления Закавказья на национальные республики.
На земле
Недовольство местных жителей такой ситуацией вызвано угрожающей реальностью. Например, горный хребет, возвышающийся рядом с Капаном, снова отходит Азербайджану. В годы первой карабахской войны (1992 – 1994), там были оборудованы огневые точки. Оттуда вёлся обстрел Капана и основных дорог, которые стали небезопасными, несмотря на наличие огромных защитных насыпей. Приходилось пользоваться длинными объездными путями, а работа аэропорта была полностью парализована. Исходя из логики войны, армянские войска сначала взяли эти господствующие высоты под свой контроль, а со временем значительно отодвинули линию соприкосновения на этом направлении — вплоть до Горадиза (восточное направление).
За 26 лет перемирия транспортная инфраструктура в Сюнике значительно изменилась. Дорожная сеть была выстроена без учёта бывших границ, исходя из фактической необходимости и удобства коммуникаций. Теперь эти дороги частично проходят по азербайджанской территории и местные жители уже опасаются пользоваться ими, а на прокладку новых маршрутов необходимо время. То есть, некоторые сёла лишаются доступа. Кроме того, вблизи некоторых населённых пунктов, например у села Шурнух, в советское время были азербайджанские поселения. Сюникцев настораживает, что в новых реалиях это предполагает появление в них не только гражданских, но и военных лиц.
Как жить им при таких рисках? У представителей власти на этот вопрос внятного ответа нет. Жители области считают, что нельзя отводить войска на формальную линию армянской границы. Их необходимо оставить на позициях, которые реально обеспечивают безопасность и только после этого начать переговоры по делимитации (которая сейчас проводится на основе GPS).
На границе
Эмоциональный фон волнений в Сюнике подогревается дискуссиями в соцсетях, где активно обсуждается роль российских миротворцев. В большинстве случаев, эти рассуждения строятся на домыслах, перетекающих в претензии, а не на реальном знании проблематики. На самом деле, представители российского миротворческого контингента не решают вопросов по новым-старым границам, а участвуют в контактах сторон исключительно с целью предотвращения возможных конфликтных инцидентов. Они не влияют на решения Баку и Еревана, их задача – обеспечивать выполнение достигнутых договорённостей. Кроме того, уже неоднократно сообщалось, что на армяно-азербайджанских рубежах в Сюнике будут размещены не миротворцы, а российские пограничники.