Между правосудием и «зрелищем»: что стоит за процессом против Царукяна
Уголовные дела, в которых фигурирует глава партии и фракции «Процветающая Армения» Гагик Царукян, и лишение его депутатской неприкосновенности стали главной темой нынешней политической повестки в республике.
Основной спор между властями и оппозицией разгорелся не вокруг самих обвинений, а по поводу того, является ли это политическим преследованием или чисто уголовным процессом.
По словам члена аналитического центра «Орбели» Агаси Маркаряна, с одной стороны, нельзя забывать, что речь идет о лидере партии, которая существует уже свыше 15 лет и играет немаловажную роль в политической жизни страны. Все связанные с Царукяном процессы, естественно, будут политизироваться, рассматриваться в контексте политической борьбы. Однако, на взгляд Маркаряна, сам процесс носит правовой характер.
«Здесь мы видим чисто правовой процесс, который касается конкретных преступлений», — сказал Маркарян в интервью Sputnik Армения.
По его словам, ни о каких «политических репрессиях», «давлении», «преследовании» и речи нет. Он отметил, что такие репрессии проводились в стране в недавнем прошлом, поэтому есть, с чем сравнивать. К примеру, в 2015 году тогдашние власти просто вынудили Царукяна покинуть политическое поле. Поэтому называть нынешний процесс политическим, с точки зрения эксперта, неуместно. Он убежден, что действия правоохранительных органов укладываются в правовые рамки.
Иной позиции придерживается политолог Сурен Суренянц. По его словам, нынешние события вызваны провалом политики властей по борьбе с коронавирусом.
«Возникла необходимость отвлечь внимание общества (от ситуации с коронавирусом – ред.). Именно поэтому был выбран конкретно этот момент», — считает Суренянц.
Как отметил политолог в интервью Sputnik Армения, вместо того, чтобы представлять стратегические программы по выходу из нынешнего кризиса, премьер-министр Армении Никол Пашинян пытается сохранить власть за счет «зрелищ» для народа.
Но если этот прием хорошо работал еще год-два назад, то сейчас все изменилось: у правящей силы нет былого рейтинга.
«Ожидалось, что Царукян станет мишенью после выступления 5 июня (с требованием отставки правительства – ред.), так как, к сожалению, даже после «бархатной революции» политическая культура в Армении не изменилась. Власть так же нетерпима к инакомыслию и критике, как и прежде», — отметил политолог.
По его словам, еще ни одно государство в мире не становилось правовым с помощью избирательного правосудия. Помимо этого, пандемия – не лучшее время для «рытья окопов» внутри страны.
Лидер ППА проходит по трем уголовным делам. 16 июня парламент проголосовал за лишение Царукяна депутатской неприкосновенности и дал добро на лишение его свободы.
«Процветающая Армения» имеет вторую по численности фракцию в Национальном Собрании после правящего блока «Мой шаг».
Во время «бархатной революции» 2018 года партия Царукяна встала на сторону тогдашнего лидера протестов Пашиняна, поддержав его кандидатуру на пост премьера. Однако после парламентских выборов в декабре того же года ППА объявила себя оппозицией.
Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube