Правительству Турции грозит раскол
AnalitikaUA.net. В Турции назревает кризис власти. Внутри руководства правящей Партии справедливости и развития противоречия настолько обострились, что политологи заговорили о вероятности раскола. О намерении подать в отставку объявил второй человек турецкого правительства. Не одобряющий политику Реджепа Тайипа Эрдогана вице-премьер Бюлент Арынч позволил себе демонстративный демарш, который может вызвать еще большую конфронтацию между сторонниками противоборствующих внутрипартийных полюсов. Царящая во власти нездоровая атмосфера может помешать планам Эрдогана, планировавшего баллотироваться президентом. Кто же будет следующим правителем Турции?
Трудно скрываемое противостояние между премьер-министром Эрдоганом и президентом Гюлем обретает новые формы. Глава правительства начал чистку партийных рядом с тем, чтобы избавиться от тех своих сподвижников, в верности которых не уверен. Первой жертвой стал вице-премьер, бывший председатель Великого национального собрания Бюлент Арынч, который стоял у истоков формирования Партии справедливости и развития. На последнем заседании кабинета министров Эрдоган «наехал” на него настолько грубо и бесцеремонно, что тот был вынужден демонстративно покинуть зал заседаний. Хлопнув дверью, Арынч заявил журналистам, что подает в отставку и покидает партию. Вмешательство в конфликт президента Абдуллы Гюля позволило на время заморозить ситуацию. Вице-премьер по сей день не представил заявления об уходе. Исход продолжающихся теневых консультаций трудно предугадать. Если Арынч все-таки уйдет, с ним партию покинет целый ряд влиятельных функционеров. Эта перспектива весьма негативно скажется на репутации Партии справедливости и развития и отразится на шансах ее кандидата в ходе предстоящих прямых президентских выборов.
Причиной конфронтации между первым и вторым человеком правительства стала совершенно разная оценка действий полицейских в связи с событиями в парке Гези. Как известно, в самый разгар конфликта Эрдоган вместо того, чтобы личным участием сглаживать негативные последствия учиненной спецназовцами кровавой бойни, отправился в пятидневное зарубежное турне по африканским странам. Обязанности премьер-министра в это время исполнял вице-премьер Бюлент Арынч. Четвертого июня после консультаций с президентом Гюлем Бюлент Арынч от имени правительства официально попросил прощения за непропорциональное применение силы полицейскими. Как впоследствии выяснилось, Эрдоган на это согласия не давал. У премьер-министра создалось впечатление, что Арынч и Гюль вместе пытаются дискредитировать его в глазах народа. В адрес президента глава правительства высказываться не стал. Но сам факт того, что за время кризиса они ни разу не встречались, ограничиваясь лишь телефонными переговорами, уже о многом говорит.
В чрезмерной самостоятельности своего заместителя Эрдоган усмотрел признаки готовящегося «бунта на корабле”. Вопрос целостности рядов становится особо актуальным из-за предстоящей дискуссии о кандидате правящей партии на пост президента. Еще совсем недавно все турецкие политологи смело утверждали, что премьер-министр стремится пересесть в кресло президента. После парламентских выборов 2015-го премьером Эрдоган стать не сможет, поскольку это не позволяет ни партийный устав, ни закон. Именно потому уже два года он активно реформирует Конституцию с тем, чтобы усилить функции президента и превратить Турцию в президентскую республику. Но кризис, вызванный событиями в парке Гези, крайне снизил его шансы занять пост президента. Социологические опросы показывают, что рейтинг Эрдогана неуклонно снижается. При этом рейтинг Абдуллы Гюля и лидера оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаля Киличдарогу — растет. В сложившейся ситуации Эрдогану уже нет резона добиваться завершения начатой им конституционной реформы, призванной расширить полномочия президента. Зачем ему укреплять стул, на котором самому сидеть не придется? Пора, наоборот, этот стул раскачивать.
Не исключено, что премьер окончательно откажется от планов преобразования страны в президентскую республику. И что тогда? А тогда ему придется задуматься о преемнике. В пятерку самых влиятельных в партии людей помимо премьера и президента входят также вице-премьер Бюлент Арынч, министр иностранных дел Ахмед Давутоглу и заместитель председателя ПСР Нуман Куртулмуш. Последние двое вполне лояльны Эрдогану и могут рассчитывать на его благосклонность и поддержку. Сейчас для главы правительства крайне важно сохранить монолитность партийных рядов, так как уже очень скоро может возникнуть необходимость отстаивать свое право считаться лидером ПСР. Эрдоган усиливает в партии верное ему исламистское крыло, формирующееся вокруг Нумана Куртулмуша, который до недавних пор возглавлял влившуюся в ПСР партию «Глас народа”. Урок, который Эрдоган преподал Бюленту Арынчу, призван предупредить всех последователей либерального крыла, поддерживающего Абдуллу Гюля.
В скрытом противостоянии между президентом и премьером оппозиция, несомненно, поддерживает президента. Посланный Народно-республиканской партией сигнал был весьма прямолинейным. «Я сказал Гюлю, что заявления премьера приводят к эскалации напряженности. В этом вопросе на президента возлагаются важные обязанности, и я попросил его выполнить их”, — заявил журналистам лидер НРП Кемаль Киличдароглу после беседы с главой государства. По сути своей это был призыв скинуть премьера и взять власть в свои руки. Но Абдулле Гюлю незачем идти на резкие шаги. Ситуация складывается для него весьма благоприятная.
Победа какой из сторон намечающегося противостояния больше устраивает Армению? Следует заметить, что в процессе «футбольной дипломатии” Абдулла Гюль занимал достаточно конструктивную позицию. Разница в акцентах выступлений президента и премьера действительно чувствовалась. Гюль, если судить по его публичным выступлениям, выглядел сторонником установления отношений с Арменией без увязки с карабахским вопросом. Реджеп Тайип Эрдоган, наоборот, вел себя предельно контпродуктивно, выдвигая абсурдные и невыполнимые требования. Даже если это была расписанная по ролям игра, очевидно, что, став единоличным лидером, Абдулле Гюлю легче будет признать ошибки предшественника и вернуться к прямому диалогу с Арменией без предварительных условий. Так что перспектива укрепления позиций Гюля может иметь для нас определенные положительные последствия. Только бы в результате соперничества двух полюсов правящей партии к власти не прорвалась оппозиция. Перспектива формирования правительства Народно-республиканской партией чревата для Армении весьма непредсказуемыми последствиями. Артем Ерканян, «Голос Армении»