Політика

Эксперт: Удастся ли властям добиться победы на референдуме — вопрос не столь однозначный

Какие риски таит решение армянских властей вынести на всенародный референдум вопрос прекращения полномочий Грайра Товмасяна и шести других судей Конституционного суда? Удастся ли властям обеспечить необходимую явку и количество голосов «за»? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.

— Как Вы оцениваете последние шаги властей в противостоянии с Конституционным судом, в частности вынести вопрос прекращения полномочий Грайра Товмасяна и шести других судей КС на всенародный референдум?

— Попытка упразднить конституционный орган (Конституционный суд, КС) без согласия самого КС, насколько мне известно, довольно проблематична с правовой точки зрения. Власти пытаются избавиться от Конституционного суда всеми возможными способами, что объясняют революционной целесообразностью, но ее невозможно примирить с правовым государством. Вряд ли будет получено одобрение со стороны Венецианской комиссии и ПАСЕ. Судя по всему, даже поставление вопроса о Конституции на референдум требует одобрения КС, но оно не будет получено. В то же время, более профессиональную оценку всему этому должны дать юристы-конституционалисты.

— Какие риски таит в себе референдум?

— В результате референдума, власть вновь возлагает ответственность на народ, чтобы обеспечить легитимацию этого, спорного, шага. Это содержит в себе ряд рисков. Во-первых, это позволит ревитализировать (возвращение к жизни — прим. ред.) «черно-белую» повестку дня и в результате повышается градус противостояния в обществе.

Во-вторых, это таит в себе серьезные риски дестабилизации в случае, если у власти будут проблемы с набором голосов и она прибегнет к административному ресурсу, либо же если она не получит достаточное число голосов для победы.

В-третьих, страна вновь на неопределенный период будет занята внутриполитическими баталиями, акциями протеста, кампаниями, вместо того чтобы войти в нормальный рабочий режим и заниматься экономикой.

В-четвертых, если власть все же победит, это будет означать, что все три ветви власти сконцентрированы в одних руках, и вновь усиливаются авторитарные тенденции, но теперь с опорой на массовое одобрение, то есть, будет укрепление популистской власти. В свою очередь, это создает ловушку популизма и авторитаризма, в которой Армения может застрять надолго. В то же время, полная определенность относительно того, в чьих руках вся власть в стране, может привести в течение года или двух, к улучшению экономических показателей, поскольку у бизнеса появится надежда, что хотя бы после окончания всех противостояний, внутриполитическая ситуация стабилизируется, а риски снижаются.

— Удастся ли властям обеспечить необходимую явку и количество голосов «за»?

— Удастся ли властям добиться победы на референдуме — вопрос не столь однозначный. Для победы им нужно получить больше голосов «за», чем «против» и в то же самое время не менее 25% от списочного состава избирателей. Эти, довольно легко достижимые нормы, были установлены еще прошлой властью, у которой были проблемы с уровнем одобрения ее деятельности.

Учитывая списки избирателей, властям необходимо получить около 650 тысяч голосов «за». На парламентских выборах они получили 885 тысяч голосов, но референдумы обычно меньше привлекают избирателей и, если судить по соотношению явки между референдумом 2015 года и выборами 2017 года, то на референдуме примет участие от 1 до 1.1 млн человек, соответственно, власти нужно будет набрать от 59% до 65% голосов «за», что для них решаемая задача, но это находится близко к их электоральному пределу на данный момент. То есть, можно сказать, что в отношении прохождения вопроса на референдуме определенная интрига еще сохраняется.

Айк Халатян

Источник: Verelq
Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net