Марина Григорян представила особенности геноцидальной политики Азербайджана
В ходе состоявшихся сегодня в Национальном Собрании Армении парламентских слушаний на тему «Сумгаитские погромы: армянофобия как государственная политика Азербайджана» с речью выступила также руководитель проекта «Обыкновенный геноцид» Марина Григорян.
Отметим, проект «Обыкновенный геноцид» реализуется Центром общественных связей и информации Аппарата президента РА. В период с ноября 2009 года создана серия документальных фильмов на пяти языках о событиях в Сумгаите, Баку, Мараге и в ходе операции «Кольцо», разработан сайт Karabakhrecords, а также изданы, переизданы и переведены ряд книг. Также в рамках проекта подготовлены брошюры на трех языках (армянском, русском, английском), содержащие подробные сведения о событиях, которые представлены в рамках проекта «Обыкновенный геноцид».
Доклад М. Григорян ниже приводим без изменений и сокращений.
За 8,5 лет реализации проекта «Обыкновенный геноцид» тема Сумгаита была для нас одной из основных. Объяснение этого заключается не только в том, что с Сумгаита начался фактический новый этап геноцида армян в 20 веке. Весьма существенно то обстоятельство, что именно сумгаитская трагедия, совершенная в еще крепком Советском Союзе, стала самым задокументированным преступлением Азербайджана против армянского народа в период 1988-1992 годов. При этом в нашем распоряжении имеются материалы самого разного формата – это официальные судебные и следственные документы, в том числе фотографии и свидетельства о смерти, видеокадры и фотографии последствий погромов и убийств, документы международных инстанций, советские архивные документы, а также многочисленные свидетельства очевидцев. На основе предварительного изучения части этих материалов мы пришли к ряду выводов, касающихся особенностей геноцидальной политики Азербайджана, начавшейся в Сумгаите и продолженной на протяжении всех этих 30 лет. В силу ограниченности во времени изложу эти выводы тезисно.
Геноцид армян в Сумгаите, как и в последующем события в Кировабаде, Гандзаке, Баку, Мараге, Будапеште и в ходе Апрельских событий 2016г., был задуман, спланирован, организован и координировался руководством Азербайджана. Следует учесть, что геноцидальная политика и этнические чистки армян в конце 20 века начались даже не с сумгаита, а еще в 1987 году в знаменитом армянском селе Чардахлу. С июля по декабрь 1987 руководство Азербайджана проводило в Чардахлу политику выживания коренного армянского населения, которой руководил первый секретарь Шамхорского райкома компартии Асадов. Тот самый Асадов, который 14 февраля 1988 года, в условиях уже начавшегося Карабахского движения, во всеуслышание заявит, что «сто тысяч азербайджанцев готовы в любое время ворваться в Карабах и устроить бойню».
Следующим шагом руководства Азербайджана стал поход на Аскеран. 21 февраля, то есть буквально на следующий день после принятия известного решения сессии областного совета народных депутатов в Степанакерте, из Агдама в направлении Аскерана двинулась огромная толпа азербайджанцев – по свидетельству очевидцев, несколько тысяч человек. Как пишет в своей книге азербайджанский политик Зардушт Ализаде, накануне – 20 февраля в Агдаме побывал первый секретарь ЦК КП Азербайджана Кямран Багиров. По свидетельству того же Ализаде, толпа двинулась на Аскеран «с целью проучить армян». Однако сплоченное сопротивление армян Аскерана помешало погромщикам достичь своей цели – прорваться в Степанакерт, устроить там побоище и задушить движение на корню.
26 февраля было опубликовано обращение генсека Горбачева к народам Армении и Азербайджана. В Армении ответили прекращением митингов. Азербайджан ответил сумгаитом. Тот же Ализаде свидетельствует, что вечером 26 февраля в Сумгаит прибыли высшие руководители республики во главе с Багировым. 27 февраля на городской площади состоялся митинг, на котором прозвучал призыв «Смерть армянам!» и начались погромы и убийства людей. Таким образом, есть все основания утверждать, что зверские убийства и другие чудовищные преступления в Сумгаите начались в присутствии высшего руководства Азербайджана. Более того, мы располагаем видеокадрами, на которых отчетливо видно, как сотрудники спецслужб Азербайджана не просто снимают погромы на видеокамеру, но и переговариваются по рации и дают указания погромщикам, координируя и направляя действия убийц.
Широко известные факты, такие как наличие у погромщиков списков адресов армянских квартир, заранее изготовленное на сумгаитских заводах холодное оружие, о чем писала газета «Коммунист» Сумгаита, бездействие, а зачастую открытое пособничество погромщикам со стороны милиции и других структур власти, отключение телефонов армян, оперативная ликвидация следов погромов по указанию из Баку, сокрытие истинного числа убитых и многие другие также подтверждают факт организованности и спланированности погромов со стороны руководства Азербайджана при молчаливом попустительстве и поддержке властей СССР.
После сумгаита целенаправленная антиармянская политика беспрепятственно практически открыто начала реализовываться по всей территории Азербайджана, в результате чего уже к концу 1989 года Азербайджан покинуло абсолютное большинство проживавших там армян – более 400 000 человек, десятки были убиты и покалечены. Кульминацией геноцида стали бакинские погромы, начавшиеся практически с выступления по телевидению следующего первого секретаря ЦК КП Азербайджана Абдулрахмана Везирова, речь которого была насыщена истеричной антиармянской риторикой. По свидетельству многих бакинских армян, это был клич начать погромы – и погромы начались.
Операция «Кольцо» – акт государственного терроризма, направленный на очистку территории Северного, а затем и всего Арцаха от коренного армянского населения, – была открыто реализована руководством Азербайджана весной-летом 1991 года при активной поддержке советской армии и отрядов азербайджанского ОМОНа. Современная Голгофа, как назвала чудовищную резню в селе Марага баронесса Кэролайн Кокс, была устроена 10 апреля 1992 года уже руководством независимого Азербайджана, а командир отряда омоновцев, зверски убивших около 50 мирных жителей, в том числе детей, стариков и женщин, стал первым официальным национальным героем независимой Азербайджанской республики. Все последующие преступления – убийство армянского офицера в Будапеште, убийства армянских заложников и военнопленных, убийство мирных жителей в Талише вряд ли нуждаются в доказательстве того факта, что они были организованы по прямому указанию и заданию высшего руководства Азербайджана и конкретно Ильхама Алиева.
Приведу лишь пару деталей из будапештского убийства: оно было совершено спустя всего 3,5 месяца после прихода к власти Алиева-младшего. Сразу после преступления Рамиль Сафаров сказал второму азербайджанскому офицеру: «Когда поедешь домой, расскажешь всем, что я сделал то, что должен был, и пусть они не нервничают…» Приведу еще одну цитату. В своей заключительной речи перед вынесением приговора венгерский адвокат Сафарова публично заявил: «Убийство армянина в Азербайджане не считается преступлением». Думается, гражданин Венгрии вряд ли мог выдумать подобное «оправдание». Излишне напоминать, что уже в сентябре 2012 года выкупленный у Венгрии Сафаров был немедленно помилован именно указом Алиева, награжден, осыпан почестями при самом активном участии депутатов парламента Азербайджана, ему также была выплачена зарплата за все время, проведенное в тюрьме. А в ответ на осуждение мирового сообщества Ильхам Алиев заявил, что он все сделал правильно и его не интересует чье-либо мнение по этому вопросу.
И если в августе 2012-го Алиев пока еще осторожно воздержался от личной встречи с Сафаровым, то после апреля 2016г. он уже самолично наградил государственной наградой военнослужащего, отрезавшего голову армянскому солдату, а затем тиражировавшего страшные видеокадры в соцсетях.
И в данном контексте коснемся другой особенности геноцидальной политики Баку, начало которой было положено именно в Сумгаите, – традиция героизации убийц армян. Спустя несколько месяцев после сумгаитской резни – осенью 1988 года, когда в Москве проходил судебный процесс над тремя исполнителями преступления, в Баку проходили массовые митинги, участники которых держали портреты убийц и плакаты с надписью «Слава героям Сумгаита». Еще через несколько лет, как уж было сказано, первым, кто был официально награжден званием национального героя, был командир отряда нелюдей, устроивших массовую резню мирных жителей в селе Марага. Далее эта традиция была продолжена в случае будапештского убийцы Сафарова, а затем сразу после апрельской войны, о чем уже говорилось.
Сегодня мы видим, как настойчиво и любыми способами Алиев пытается вернуть двух других преступников – диверсантов, которые были осуждены судом в Степанакерте и отбывают наказание в Шушинской тюрьме. В 2012 году Алиев выкупил убийцу Сафарова за год до своего очередного избрания в кавычках на пост президента. Сегодня он пытается вернуть двух других преступников, по его заданию проникших на территорию Арцаха с целью шпионажа и в числе других преступлений убивших 17-летнего юношу из семьи беженцев, майора армянской армии и тяжело ранивших женщину. Напомню, что выборы в Азербайджане назначены досрочно – на апрель. Для чего ему позарез нужны диверсанты – объяснять, думаю, не нужно. Есть все основания утверждать, что в Азербайджане стремятся сделать традицией выкуп и последующие помилование, награждение госнаградами, почести и героизацию убийц армян особенно в период предвыборной кампании Алиева. По всей вероятности, в условиях отсутствия иных заслуг перед собственным народом государственное покровительство убийцам армян остается единственной предвыборной фишкой Ильхама Алиева.
И это абсолютно закономерно в условиях того зомбированного общества, которое удалось сформировать Алиеву за 15 лет своего правления. И это сегодня – самая большая угроза стабильности и безопасности региона.
Источник: Panorama