«Серая зона»: демаркацию армяно-азербайджанской границы нужно «заморозить»
Армянские власти должны «заморозить» процесс демаркации с Азербайджаном до того, как новую границу определят специалисты, сказал Sputnik Армения бывший директор ГНКО «Геодезия и картография» при Комитете кадастра Армении Арам Степанян, комментируя ситуацию, в частности, в Сюникской области.
Именно эта организация в свое время занималась вопросами демаркации, например, с Грузией. Основной задачей ныне упраздненного ГНКО было создание топографических карт, содействие ведению единого кадастра, создание двухтомного Национального атласа и других тематических карт и т.д.
«Определение государственной границы – это сложная геодезическая и картографическая деятельность, которая предполагает долгую работу. Почему сложная – потому что рабочие материалы различны как по своему виду, так и по времени работы. Сегодня есть описания границы, как и топографические карты советского времени, которые с помощью трансформаций и сравнений нужно перевести в нынешние карто-геодезические условия, пригодные для современных геодезических приборов», — сказал Степанян.
Советские карты неточны
Что касается советских карт границы Армении и Азербайджана, то во время работы с ними и их сравнения со спутниковыми фотографиями и съемками на местности выяснялось, что, например, указанный на карте рельеф по отношению к границе не соответствуют реальному положению дел.
На карте граница проходила, например, по нижней части склона холма. Но во время проведения измерений на месте с помощью геодезических приборов, которые были оснащены GPS-системой, выяснялось, что граница проходит по вершине холма. И эти ошибки могут привести к территориальным потерям.
«Это значит, что те карты, которые были созданы в советское время, имели недочеты. С учетом того, что это была граница между советскими республиками, никто не обращал на это большого внимания», — сказал Степанян.
По его мнению, в вопросе делимитации и демаркации нужно руководствоваться следующим принципом – все карты советского периода, касающиеся границы, должны быть проверены.
Ведь все эти карты имеют текстовые описания границ. Все это должно быть проверено, описание должно быть приведено в соответствие с реальной границей на основе работы группы специалистов.
Карты различных периодов и Google Maps
Какие карты должны служить основанием для определения границы? Это вопрос договоренности сторон.
Например, в советское время была ситуация, когда во время строительства железной дороги все деньги (в том числе для определенного участка в Сюникской области) были выделены Азербайджанской ССР.
«Азербайджанские власти попросили передать этот участок им, чтобы провести там необходимые работы. По рассказам деда, поднялся большой шум, но участок центральные власти передали из состава – «было же одно государство», — отметил Степанян.
Такие моменты не единичны. Есть различные карты разного времени, нужно понять, на карты какого времени стоит ориентироваться. Возможно, будут созданы новые карты на основе карт сразу нескольких периодов.
«Но это требует широкой профессиональной консолидации. Нужно привлечь максимально много специалистов, чтобы защитить наши интересы», — сказал Степанян.
Он обратил внимание на то, что, например, в Грузии сейчас двое бывших чиновников находятся под следствием из-за того, что во время демаркации границ с Азербайджаном страна потеряла 3500 га территории. Сначала стороны договорились о разграничении по одной карте, но в итоге сделали по другой.
Что касается карт Google Maps, то никаким основанием они не служат. Нет никаких официальных документов, фиксирующих ее карты. Есть иные площадки, которые, например, показывают другие границы.
«Серые зоны»
В целом весь процесс демаркации занимает годы. Сначала предстоит работа с картами и документами «в кабинетах». Потом долгая работа в поле.
Совсем необязательно именно сегодня договариваться с азербайджанцами о том, что граница проходит конкретно здесь или там. В мировой практике есть случаи подписания соглашений о «серых зонах», в том числе в Европе.
«В этих зонах действует специальный режим и условия, так как стороны не могут договориться о границе», — сказал Степанян.
По его словам, не должно быть идеи-фикс скорейшего уточнения границы. Если есть какие-то разногласия, то их можно обсуждать в будущем – через 5-10 лет. А до этого можно определить, например, буферную зону в 20 км без демаркации.
Тем более что армянская сторона сейчас находится не в лучшем состоянии. Азербайджан пытается диктовать условия, а в Армении стоит вопрос консолидации, в том числе, профессионального потенциала.
Границу за один день чертят?! Губернатор Сюника вышел к перекрывшим дорогу людям
Поэтому лучший вариант в этом случае – оставить решение вопроса на потом. Позиции, где сейчас стоят пограничники и ВС Армении должны удерживаться до того, как стороны согласятся относительно судьбы этих участков границы.
Непонятно кто «чертит» границу с армянской стороны
Степаняну не известно, есть ли сейчас на границе специалисты. Власти к бывшему директору ГНКО «Геодезия и картография» и другим бывшим сотрудникам, по данным самого Степаняна, в связи с проблемами определения границы с Азербайджаном не обращались.
Даже после расформирования ГНКО специалистов в рабочую группу можно собрать не только из частной сферы, но и можно подключить людей, работавших над составлением карт в разные годы. Это вопрос нацбезопасности.
«Приведу еще пример. Например, на границе с Грузией была спорная территория. Армянский специалист напомнил, что в свое время под пограничными столбами на глубине 20 см засыпали уголь 2х2 метра. И он нашел его, доказав, что граница проходила там», — рассказал Степанян.
Как расформировали ГНКО «Геодезия и картография»
Организацию расформировали в апреле 2020 года. Были указаны определенные обоснования. Но подобные научные центры, по словам Степаняна, нельзя закрывать, их нужно реформировать.
Даже в последние 4-5 лет ГНКО не имела прямого финансирования из бюджета. Деньги шли за счет частных заказов, участия в госконкурсах.
«То есть полностью расходы покрывались своими силами», — сказал Степанян.
Причем специалисты ГНКО были вовлечены в комиссию, которая занималась определением границы с Грузией. Но несмотря на это, было принято решение о расформировании.
Кадастр после этого создал новый Центр Геоматики (около 50 человек, в ГНКО было 125 человек). Часть работников ГНКО «Геодезия и картография» перешла туда, частично передан функционал.
Вопрос в том, что расформированная организация включала в себя весь опыт и направления работы советских Института геодезии и картографии и Института планирования землепользования (Гипрозем). В результате расформирования теряется очень важный институциональный опыт. А в работе с советскими картами и границами очень важен опыт специалистов, задействованных в те годы.
Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube