Політика

Выборы в парламент Турции закончили эру безраздельной власти ПСР

парламент Турции

Парламентские выборы в Турции в воскресенье закончились победой правящей Партии справедливости и развития (ПСР), однако она не получит абсолютного большинства в парламенте и будет вынуждена вступить в коалицию для формирования правительства. Если же коалицию создать не удастся, возможен роспуск парламента и досрочные выборы. Всё это знаменует начало новой эпохи в истории Турции, где ПСР уже не будет иметь безраздельной власти, к которой она привыкла за последние 13 лет.

Победа, похожая на поражение

В избирательной гонке приняли участие 20 партий, но большинство из них выступали в роли статистов. Фаворитами были четыре партии, имевшие реальные шансы преодолеть необходимый для представительства в парламенте десятипроцентный барьер — правящая умеренно консервативная ПСР, левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП), националистическая Партия национального движения (ПНД) и прокурдская Народно-демократическая партия (НДП), которая впервые принимала участие в выборах.

У этих выборов были две главные интриги — сможет ли ПСР добиться большинства в парламенте, необходимого для формирования своего правительства, и преодолеет ли НДП десятипроцентный барьер.

Если бы НДП не попала в парламент, то поданные за нее голоса распределились бы между прошедшими в него партиями, при этом львиная их доля досталась бы ПСР, которая дополнительно получила бы около 50 мест и гарантированное большинство в парламенте. Таким образом, проигрыш НДП был бы больше всего на руку ПСР.

Эти две интриги разрешились не в пользу Партии справедливости и развития, победа которой на самом деле больше похожа на поражение. Окончательные итоги выборов еще не подведены, но по предварительным итогам она получила 40,80% голосов и 256 мест в парламенте (на предыдущих выборах в парламент в 2011 году партия получила более 49% голосов и 326 мест). НРП получила 25,20% голосов и 133 места, ПНД — 16,50% и 83, НДП — 12,90% и 78 соответственно. Явка на выборах была традиционно высокой для Турции и составила 84%.

Правящая партия набрала 41,2% голосов избирателей в Анкаре и 40,8% в Стамбуле. Второе место в крупнейших городах Турции занимает НРП с показателями 29,5% и 29,4% соответственно. За националистов в Анкаре проголосовало 18,0%, а в Стамбуле — 11,1% избирателей. НДП набрала 5,2% в Анкаре и 12,4% в Стамбуле.

В целом по Турции за ПСР отдали свои голоса большинство из 81 турецкой провинции. Исключением стали юго-восточные провинции, где сильны позиции НДП. В неофициальной курдской столице Турции Диярбакыре НДП получила 78,7% голосов, а ПСР — 14,2%. В провинциях на юго-западном побережье страны и провинциях Эскишехир, Зонгулдак и Мерсин избиратели традиционно проголосовали за НРП.

Таким образом, ПСР не получила в парламенте 367 мест, необходимых для внесения поправок в Конституцию и изменения в стране формы правления с парламентской на президентскую, чего добивался президент Турции Тайип Эрдоган и против чего выступала оппозиция. Пункт о разработке новой Конституции был внесен в предвыборную программу ПСР, переход к президентской системе поддержал и лидер ПСР премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, хотя его позиция по данному вопросу была не столь категоричной, как у Эрдогана.

Еще хуже для ПСР то, что она не получит в парламенте даже простого большинства в 276 голосов.

Коалиция или роспуск?

Впервые с 2002 года, когда ПСР пришла к власти, ей придется создавать коалиционное правительство, саму возможность которого ее лидер исключал, утверждая, что партия получит достаточное для большинства в парламенте число голосов. С учетом острого антагонизма между ПСР с НРП и НДП, ее коалицию с этими партиями эксперты считают почти невероятной, поэтому единственный возможный вариант — это коалиция ПСР с националистами из ПНД, которые показали на выборах неожиданно высокий результат. Однако коалиции могут помешать амбиции президента Турции Тайипа Эрдогана, который, формально не возглавляя ПСР после победы на президентских выборах в августе прошлого года, остается ее фактическим лидером, и все успехи или неудачи партии ассоциируются именно с ним.

Коалиция между оппозиционными партиями из-за их диаметрально противоположных позиций по ключевым вопросам внутренней политики кажется маловероятной. Но даже если коалицию удастся создать, жизнеспособность и прочность ее вызывает большие сомнения. Поэтому вторым вариантом выхода из этой ситуации видится роспуск парламента и досрочные выборы.

Ахмет Давутоглу пока не прокомментировал итоги выборов, ограничившись заявлением о том, что решение народа всегда самое правильное. Зато в штабе НДП празднуют успех своей партии: председатель партии Селахаттин Демирташ назвал его победой не только курдов, но и всего народа Турции. Удовлетворение итогами выборов высказали также лидеры НРП Кемаль Кылычдароглу и ПНД Девлет Бахчели, которые, хотя и использовали во время избирательной компании преимущественно популистские лозунги, сумели консолидировать вокруг себя противников действующего правительства.

Таким образом, состав нового турецкого парламента получился пестрым и разношерстным — он будет состоять из исламистов от ПСР, либералов от НРП, курдов и представителей секс-меньшинств от НДП, националистов из ПНД. Что из всего этого в итоге выкристаллизуется, предсказать невозможно, но в любом случае в воскресенье Турция перевернула важную страницу своей истории и вступила в другую историческую эпоху. И скорее всего, она будет нескучной.

Источник: РИА Новости

AnalitikaUA.net