К 26-й годовщине Сумгаитских погромов… «И тогда дети спасли родителей…»
AnalitikaUA.net. Как уже сообщалось, в рамках проекта «Обыкновенный геноцид» готовится к изданию второй том сборника «Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев». Как рассказала руководитель проекта Марина Григорян, издание второго тома стало продолжением той работы, которая была начата сразу после геноцида в Сумгаите. Тогда под руководством Самвела Шахмурадяна были собраны и изданы свидетельства тех, кто непосредственно пострадал, потерял родных и пережил страшную трагедию. Изданный в 1989 году первый том сборника переведен на 9 языков, а в прошлом году был переиздан.
По словам М. Григорян, во второй том вошли свидетельства более 50 человек, записанные как 25 лет назад, так и недавно. Кроме того, в сборник включено несколько газетных публикаций, посвященных «сумгаиту» и опубликованных в разные годы в советской и мировой прессе. Выход книги на русском языке ожидается в конце марта.
Марина Григорян сообщила также, что будет подготовлен и третий том, в который войдут материалы уголовных дел по сумгаитским событиям, а также Обвинительное заключение прокуратуры Азербайджанской СССР по делу, которое рассматривалось в октябре-ноябре 1988г. в Верховном суде СССР.
К 26-й годовщине геноцида армян в Сумгаите сайт Panorama.am публикует вошедший во второй том рассказ об одном из самых страшных и трагических эпизодов “сумгаита” – одновременном зверском убийстве братьев Альберта и Валерия Аванесянов.
Свидетельствует Владимир Балуян. Проживал по адресу: Сумгаит, поселок Строителей, ул. Северная, д.13, кв.11.
26-го февраля в городе начались митинги. На улице Ленина, на площади собрались азербайджанцы, очень много их было, чуть ли не полгорода. Открыто говорили, кричали, мол, долой армян. В ту же ночь начались нападения на армянские квартиры. Конкретно я был свидетелем того, как на улице Мира перевернули машину ГАЗ-24 с водителем внутри. Перевернули, облили бензином и подожгли вместе с водителем. Машина горела, и все это видели, милиция тоже стояла и смотрела. Они вообще в эти дни не вмешивались ни во что, отворачивались, переходили на другую сторону улицы, делали вид, что ничего не происходит, словно сами боялись погромщиков. Мне рассказывали, что милиционеры часто показывали дома, где живут армяне, и направляли туда погромщиков.
О том, что все было подготовлено заранее, многое говорило. Армяне приходили на работу, а их отсылали домой – мол, идите и три дня не выходите из дома. Не знаю, делалось ли это с целью помочь нам или у них договоренность такая была, чтобы нападать и резать только в домах. У них вообще были придуманы разные сигналы. Например, они стояли на дорогах и останавливали машины, если за рулем был армянин – его вытаскивали из машины, избивали, резали, убивали, если азербайджанец – объясняли, что надо ездить по городу с сигналом, в противном случае могут подумать, что за рулем армянин. Еще руку поднимали – такой сигнал тоже был.
Азербайджанцев в первый день предупреждали, чтобы тушили свет в квартирах, а во второй день наоборот, велели своим держать свет включенным, потому что армяне уже выключали. Так они узнавали – где армяне живут, где азербайджанцы. А вообще у них был список адресов и по этому списку они врывались в квартиры. Я сам видел, как с таким списком в руках впереди шел один из них и читал: вот в таком-то подъезде на таком-то этаже живет армянин. Потом распределялись по подъездам – скажем, узнав, что на втором этаже есть армянская квартира, туда направляли группу из 20-25 человек.
В нашем доме всего 24 квартиры, из них семь армянских. Соседи узнали и сообщили нам, что ночью ворвутся в поселок. Парень один, армянин, пошел в военную часть и договорился о том, чтобы перевезти туда всех армян нашего дома. Военные прятали нас до утра, но ночью, часа в три, бандиты попытались напасть на войсковую часть, но не смогли. Под утро командир позвонил в горком партии и сообщил, что у них находятся беженцы-армяне, которых нужно где-нибудь устроить, мол, мы не можем их в части держать. Нас посадили в автобус и под охраной, с автоматами, увезли в горком партии. Мы сидели там почти сутки, а потом нас оттуда прогнали. Просто потребовали освободить помещение. Образовали такой коридор на дороге, по обе стороны которого стояли танки, и под охраной десантников переводили в клуб напротив. Там мы устроились кое-как на полу.
А утром следующего дня мне друзья-азербайджанцы сообщили, что братья моей жены лежат убитые около подъезда своего дома. Их имена – Альберт и Валерий Аванесяны, 32 и 30 лет. Один работал учителем, второй инженером-экономистом в Баку. И я с товарищем на его машине поехали туда. Трупов не было во дворе, их уже увезли в морг. Мать и отец, сами избитые, сидели во дворе и плакали. Я подошел к ним и узнал все обстоятельства убийства. В их квартиру уже невозможно было зайти – там практически ничего не было, все побито, сломано, разрушено.
Родители рассказали, что погромщики ночью ворвались в квартиру. Ребята оборонялись, старались удержать дверь, но не смогли, нападавших было много — человек 50-60, вооруженных ломами, камнями, арматурой. И тогда дети спасли родителей: они отправили мать и отца на третий этаж, к соседям-русским, а сами вышли во двор, чтобы отвлечь бандитов. Если бы они тоже поднялись, бандиты погнались бы за ними и всех бы убили. Один брат побежал в одну сторону, а другой – в другую, и банда разделилась – по 15-20 на каждого напали. А соседи сидели на 3-м этаже и cмотрели, как их убивали.
Рассказывали, что вначале братьев закидали камнями, потом начали топтать ногами, ходили прямо по лицу, по телу. Алика, по словам соседей, сперва оглушили ломом по голове, потом ножом начали бить, а затем вылили ведро воды на голову, чтобы посмотреть, живой или нет. Он от воды очнулся, в себя пришел немножко, и они начали добивать его — камнями, ногами топтать…Так и убили, прямо у подъезда.
Соседи три раза звонили в милицию, им ответили, что скоро приедут. Но подъехала милиция только через четыре-пять часов. Мать с третьего этажа своими глазами видела, как сами милиционеры таскали из квартиры то, что еще оставалось целым – люстру, телевизор.
Чтобы успокоить родителей, я сказал им, что ребят не убили, они живы и находятся в больнице. Пошел в морг и увидел, как убитые лежали штабелями друг на друге. Там были раздетые люди, многие женщины коротко обстрижены, молодые девушки — наголо. Ясно было, что над ними издевались, обстригали волосы в квартире и так выводили во двор. В морге я увидел примерно 18 трупов. На следующий день пошел, чтобы взять тела братьев, но мне не дали, сказали, что всех увезли в Баку. Потом их дяди приехали, они узнали об этой трагедии и приехали в Сумгаит. Поехали в Баку, забрали тела братьев и похоронили в Локбатане, это километров в 15-20.
В морге наши ребята были под номерами. 162-й был Алик, 164-й — Валера. На всех телах были бирки на руке. Привязывали, чтобы по номерам их брали. Все тела изуродованы, осквернены. Особенно сильно была повреждена лицевая часть, голова. Они старались в эту часть бить, кровью все заливали, чтобы узнать было невозможно. Судя по ранам, били их камнями, трубами, ломами, железными тросами.
В клубе я слышал, как называли число 600 погибших. А недавно узнал другое число – 310. Ко мне земляк приехал из Сумгаита и рассказал, что в горкоме они видели список, в котором были имена 310 убитых армян.
11 марта 1988г.
Ереван
Снимки убитых Альберта и Валерия Аванесянов сайт Panorama.am не публикует по этическим причинам. Дополнительные материалы и фотографии доступны на сайте karabakhrecords.info.
Напомним, что 26-29 февраля 1988 года в условиях фактического пособничества местных властей и бездействия руководства СССР в городе Сумгаит Азербайджанской ССР были совершены массовые погромы мирных жителей, сопровождавшиеся беспрецедентными по жестокости убийствами, насилием и грабежами в отношении армянского населения города. Погромы армян в Сумгаите были тщательно организованы. На митингах, начавшихся 26 февраля на центральной площади, руководители города открыто призывали к насилию в отношении армян.
27 февраля митинги переросли в насильственные действия, в которых участвовали нескольких сотен погромщиков. Вооруженные топорами, ножами, специально заточенной арматурой, булыжниками и канистрами с бензином и имея на руках заранее составленные списки квартир армян погромщики врывались в дома, учиняя там разгром и убивая хозяев. При этом людей чаще всего выводили на улицы или во двор для публичного глумления над ними. После мучительных издевательств и пыток жертв обливали бензином и сжигали заживо. 29 февраля в Сумгаит были введены армейские войска, однако без приказа вмешиваться. Лишь к вечеру, когда озверевшая толпа начала нападать на самих солдат, воинские подразделения приступили к решительным действиям.
Точное число жертв сумгаитских погромов неизвестно до сих пор. Согласно официальным данным, погибли 27 армян, однако есть многочисленные свидетельства о том, что за три дня в городе было убито несколько сот армян. Есть также свидетельства того, что погромы координировались сотрудниками КГБ Азербайджана. Сумгаитские палачи впоследствии были провозглашены в Азербайджане национальными героями.
Источник: Panorama