Турция и война на Южном Кавказе
AnalitikaUA.net. По оценкам ведущих экспертов разных государств Запада, России и Ближнего Востока, доктрина неоосманизма провалена на всех направлениях и привела Турцию к достаточно ощутимой региональной изоляции. Политика западного сообщества с самого начала возникновения нынешних противоречий с Турцией была направлена на ее блокирование и исключение из турецкой политики каких-либо экспансионистских намерений. Тема Турции на Западе остается весьма деликатной, так как Турция член НАТО и довольно тесно связана с США и Европейским Союзом.
Вместе с тем если 5 или 7 лет назад политики и эксперты в США и Европе совершенно не воспринимали утверждений о кризисности в отношениях с Турцией, то сейчас данная тема стала более чем обсуждаемой.
ОТНОШЕНИЯ ТУРЦИИ И НАТО СТАЛИ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ КРИЗИСА В НАТО, вопрос о вступлении Турции в Европейский Союз практически закрыт, несмотря на продолжающуюся демагогию. Политика США в отношении Турции стала более чем стабильной в том смысле, что из партнера США Турция превратилась в контрпартнера, а вернее, в главную проблему на Ближней Востоке — не менее сложную, чем проблема Ирана. США и НАТО практически провалили турецкую политику на Ближнем Востоке, и, как бы парадоксально это ни выглядело, очень скоро Сирия и Ирак будут рассматриваться на Западе не только как объективный барьер на пути турецкого экспансионизма, а как ключевые партнеры в сдерживании амбиций Турции на Ближнем Востоке.
Отказ НАТО от интервенции в Сирию во многом вызван нежеланием способствовать политике Турции усилить свое влияние в регионе. Более того, перед Турцией выставлен не только «арабский барьер», но и «курдский». Возникли проблемы на Балканах и в регионе, который немного дистанцирован от Ближнего Востока, в восточной части Средиземного моря. Отказ США и НАТО усилить свое присутствие в Черном море временно воодушевил Турцию, но это мало что принесло, так как в этом регионе продолжает доминировать или по крайней мере все еще не уступает Турции Россия.
Запад пытается подтолкнуть Турцию к движению в сторону Центральной Азии, отвлекая ее от Ближнего Востока, но Анкара не торопится в этом направлении, в особенности имея в виду вывод войск НАТО из Афганистана. В этой сложной и откровенно провальной геополитической ситуации Южный Кавказ сам по себе не может быть фактором успеха внешнеполитической доктрины Турции. Южный Кавказ слишком уязвим и уже достаточно интегрирован в западное сообщество, а также тесно связан с Россией, чтобы можно было бы ощущать достаточную степень свободы. Конечно, ни в каком ином регионе Турция не располагает таким органически тесно связанным партнером, как Азербайджан, за безопасность которого Анкара несет ответственность. Турция рассматривает Азербайджан как важный резерв своей политики, в том числе в плане энергетики, дипломатии и конфликтности. Азербайджан строит свою оборону и представления о военных действиях исключительно при согласовании и взаимодействии с Турцией. Азербайджан не может принять решение о начале войны без согласования и получения полного одобрения со стороны Турции.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОНИМАЮТ это и не выражают иллюзий по этому поводу, анализируя оценки рисков начала новой армяно-азербайджанской войны. Данные оценки включают три составляющие в части сдерживания агрессивных действий Азербайджана: оборонные способности Армении; сдерживающая роль России в отношении Турции; сдерживающая роль США и НАТО в отношении Турции (именно в данной последовательности). Все три фактора могут оказаться не очень убедительными, и не исключено, что фактор сдерживания в политике России на определенных этапах примет иное, менее благоприятное для Армении содержание.
Турция осуществляет политику ограничения интеграции Армении с НАТО, что вызывает парирование со стороны США и других государств — членов НАТО, которые предпочитают делегировать переговоры с Турцией по данной теме США, которые успешно выполняют роль контролера этих попыток Турции. На Западе не предусматривают того, что Россия могла бы сейчас быть заинтересована в начале войны на Южном Кавказе, но считают, что Турция и Россия могут быть готовыми к более глубоким соглашениям, в том числе и по проблемам Южного Кавказа и Черного моря. Вместе с тем если ранее возможность вмешательства Турции в армяно-азербайджанскую войну полностью исключалась, то сейчас возникли сомнения относительно того, что нет ни одного сценария, по которому было бы возможным вмешательство Турции. Признается, что это связано, скорее, не с непосредственными задачами Турции в регионе, а с ослаблением влияния США и НАТО на Турцию.
Россия считает, что она вполне контролирует ситуацию на Южном Кавказе, что представляется полной чепухой, так как все военные конфликты в регионе с декабря 1994 года начинались и развертывались вопреки ее интересам и планам. Доктрина Европейского Союза и США в отношении Южного Кавказа предусматривает место региона исключительно в Европе, а не на Ближнем Востоке и не в Центральной Азии. Это совершенно не устраивает ни Россию, ни Турцию, поэтому договоренности между этими государствами по подрыву этой доктрины вполне возможны и уже ощутимы.
СЕЙЧАС НЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ, но есть уверенность, что такая информация вскоре появится. Агрессия Азербайджана в отношении Армении может произойти по вполне логичным причинам: Турция утратит надежды на реализацию своих планов в региональной политике, окажется в еще большей блокаде и изоляции, и ей необходимо будет продемонстрировать свою роль и возможности. Следует отметить, что в настоящее время Турция в значительной мере пересмотрела тактику в своей внешней политике, поняв, что без поддержки США и НАТО она не способна не только на внешнюю экспансию, но и на защиту своей территории. Оказавшись перед перспективой глубокого экономического кризиса и неопределенными событиями в соседних регионах, Турция предпочла принять усиление зависимости от США и НАТО (в очередной раз).
Вместе с тем война на Южном Кавказе может стать реальной в рамках российско-турецкого сценария с целью переиграть НАТО и Европейский Союз. Однако любой управляемый сценарий может стать катастрофическим, в том числе и для тех, кто разрабатывает и инициирует планы. Поставляя вооружения Азербайджану, Россия утрачивает влияние в регионе, это стали понимать и в Москве.
В связи с политическими изменениями в Грузии Россия утратила эту страну уже в третий раз. Азербайджану вообще незачем сближаться с Россией без ее обязательств в оказании поддержки в войне с Арменией. Что касается Армении, то любой военный конфликт, навязанный ей, приведет к полному дистанцированию от России. За Южный Кавказ Россия получила значительную сумму — около $3,0 млрд как плату за поставленное оружие Азербайджану — совсем немало. Такие сделки совершаются на «крутых поворотах», когда приходят к выводу, что игра в любом случае проиграна, при любом сценарии. Когда проигран целый регион, лучше взять деньгами. Крупное государство, с огромным политическим опытом, конечно же, понимает политические реалии лучше и скорее, чем недавно возникшие небольшие государства. Игорь МУРАДЯН, «Голос Армении»