Політика

“Черный январь”: кому был на руку конфликт между армянами и азербайджанцами

в суде

Погромы в январе 1990 года поставили точку в летописи некогда обширной и преуспевающей армянской общины, проживавшей в Баку.

Говоря о погромах и изгнании армянского населения из Баку, многим на ум сразу же приходят трагические события января 1990 года. Между тем, это стало лишь кульминацией процесса выдавливания армян из столицы Азербайджана, который проходил в несколько этапов.

“Первые погромы и самое массовое выселение армян из Баку произошло еще в октябре-ноябре 1988 года”, – напоминает исполнительный директор общественной организации “Против правового произвола”, бывший омбудсмен Армении Лариса Алавердян.

Тогда, спасаясь от притеснений и реальной угрозы для жизни, в Ереван тысячами бежали бакинские армяне. Некоторые перебрались в другие города Советского Союза.

Вторая волна давления пришлась на август 1989 года. И только третий этап был осуществлен 13-19 января 90-го, когда в городе оставалось всего лишь несколько тысяч армян. В ночь на 20 января подразделения Советской армии были введены в столицу Азербайджанской ССР. В ту ночь погибли 147 человек.

По мнению Алавердян, те страшные события не просто повлияли на дальнейшее обострение конфликта между двумя народами, но положили конец дружеским отношениям между многими людьми. Труднее всего пришлось смешанным семьям, которые попросту растерялись и не знали куда податься. Все связи в научных кругах, в сферах образования и культуры были прерваны.

По мнению бывшего омбудсмена Армении, события января 1990 года в Баку целиком раскрыли суть антиармянской политики тогдашнего руководства Азербайджана.

А как же центральное руководство страны, ведь тогда еще существовал Советский Союз, а у руля власти находился генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев? Неужели, государство, имевшее столь мощные рычаги административного управления, не в силах было предотвратить трагедию в Баку?

Алавердян убеждена, что, конечно же, у советского руководства были все возможности пресечь притеснения, давление и убийства армян, но ему это было на руку.

“Эта антиармянская политика нашла полное одобрение и даже поддержку конкретно со стороны Горбачева и его окружения”, – считает бывший омбудсмен Армении.

О событиях тех дней 1990 года есть немало свидетельств как самих жертв и их родственников, так и очевидцев беспорядков в городе. В свое время Генпрокуратура Армении провела огромную работу по сбору всех фактов и материалов, связанных с погромами. Была создана целая база данных о потерях армян (в том числе – материальных). Свой вклад в дело сбора информации внес и фонд им. Сахарова, возглавляемый тогда Левоном Нерсисяном.

Между тем, годы идут, однако власти республики никак не используют эти уникальные материалы для защиты прав армянских беженцев, для доведения до мировой общественности правдивой информации о тех событиях.

Бывший омбудсмен признается, что эти данные использовались лишь пару раз, да и то лишь на уровне общественных организаций.

“Политическая элита, которая пришла к власти в Армении в 1992 году, фактически полностью проигнорировала и предала забвению вопрос армянских беженцев из Азербайджана”, – заметила Алавердян.

Более того, даже в ответ на заявления Баку о необходимости возвращения азербайджанцев, покинувших свои дома, на прежние места жительства, Ереван не поднимает проблему беженцев-армян.

Она заметила, что Баку неоднократно говорил о невозможности возвращения армян в Азербайджан, поскольку власти не в состоянии обеспечить их безопасность в стране.

“Удивительно, что армянская сторона ни разу не привела свои аргументы и не заявила, что одностороннее возвращение лиц невозможно”, – сказала она.

В результате молчания армянской стороны международное сообщество тоже говорит исключительно о том, что азербайджанцы должны вернуться в свои дома. При этом о правах беженцев-армян никто и не вспоминает.

“По сей день, повторяю, мы пожинаем горькие плоды неверной политики прежних властей Армении”, – считает Алавердян.

Часть беженцев из Баку за эти годы приняла гражданство Армении, хотя, с точки зрения правозащитника, эти люди все равно должны были оставаться под опекой государства. Кстати, лишь немногие из них, наряду с паспортами, получили документы, удостоверяющие, что в прошлом они имели статус беженцев.

Есть те, кто так и не принял гражданства: часть из них уехала из Армении, другая живет, но в плохих условиях.

Между тем, с 2007 года в госбюджете Армении не предусматриваются средства для решения жилищной проблемы беженцев.

Касаясь нынешнего положения беженцев из Баку, проживающих в Армении, нужно, к сожалению, констатировать, что многие из них просто выпали из процесса интеграции из-за нерешенных проблем с жильем и работой.

Источник: Sputnik

AnalitikaUA.net