Політика

Переворот – не закрытая для Турции страница

переворот

Слишком жесткая, если не сказать жестокая, политическая борьба за власть, террор, растущий авторитаризм Эрдогана и т.д. – сегодня аналитики, пытаясь дать оценку неудавшемуся военному перевороту в Турции, называют множество причин, спровоцировавших кровавые события вечером 15 июля.

По словам научного сотрудника, эксперта по Турции университета Осло Эйнара Вигена, подобного их развития следовало ожидать, учитывая тот факт, что “положение в Турции постоянно ухудшалось в последние годы”. “Ни один из предшествующих турецких лидеров того же уровня, что и Эрдоган, не покинул свой пост демократическим путем. Они или умирали, или были смещены в результате переворота”, – констатирует Э.Виген.

ПО МНЕНИЮ ДРУГОГО ЭКСПЕРТА – ЗАМДЕКАНА ФАКУЛЬТЕТА востоковедения ЕГУ тюрколога Рубена Мелконяна, в числе причин, приведших к попытке военного переворота в Турции, в первую очередь следует отметить противостояние между Эрдоганом и армией, и мятеж, вспыхнувший 15 июля, в очередной раз продемонстрировал, сколь серьезно это противостояние, несмотря на попытки турецкого лидера полностью взять контроль над военными в свои руки.

“Начиная с 2002 года Эрдоган пытался установить полный и абсолютный контроль над армией, однако недавние события показали, что этого не удалось сделать в полной мере и в руководстве турецкой армии есть люди, не принимающие и не желающие смириться с диктаторскими замашками турецкого лидера, – сказал в беседе с корр “ГА” Р.Мелконян. – И эти люди, составляющие довольно большой пласт, пробуют найти какие-то решения в соответствии с привычными им методами. А что привычно, можно даже сказать, традиционно привычно для смены власти в Турции, как не военный переворот?..”

С другой стороны, по словам эксперта, очевидно, что за эти годы Эрдогану все же удалось расставить своих людей в системе вооруженных сил страны. В результате в самой армии произошел раскол, ставший главной причиной провала переворота. Армия не была единой, и фактическая борьба развернулась в дни кровавых событий также внутри армии – во время прошлых переворотов армия выступала единым целым, что приводило к успеху. Тем не менее несколько тысяч высокопоставленных военных, арестованных после провала переворота, стали наглядным свидетельством того, что более 30% руководящего состава турецкой армии выступают против действующего президента. И это очень серьезная цифра…

“Эрдоган, пользуясь случаем, осуществляет глобальную чистку и в структуре армии, и в структуре полиции, и в системе нацбезопаности, – продолжает Р.Мелконян. – Аресты уже зашкаливают за несколько тысяч, в числе арестованных – около 100 генералов, сотни военных командиров, судей, прокуроров и т.д. Наносится решительный удар по оппозиционно настроенным, находящимся во власти турецким деятелям, и тем самым Эрдоган решает свою основную задачу – стать единоличным диктатором. Это, конечно, довольно опасный путь, ибо в итоге нивелируется имидж турецкой армии. Сегодня турецкие военные, считавшиеся символом турецкого государства, сынами Ататюрка и все такое прочее, подвергаются унизительным репрессиям, избиениям, публичной обструкции. Обществу показывают фотографии униженных, избитых, полуголых генералов. И это не просто наказание, не просто борьба против мятежников, но визуальная борьба против символа, против кемализма, открыто демонстрируемая Эрдоганом. Смирится ли армия с подобным издевательством над “погонами” – этот вопрос пока остается открытым. Турецкие власти и лично президент призывают людей собираться на площадях, поскольку опасность пока не ликвидирована. В разных районах все еще идут столкновения – в руках у мятежников, военных, пока еще не подвергшихся арестам, есть оружие, которое они могут в любой момент применить. И, возможно, те унижения, которым подвергаются их собратья, подвигнут тех, кто пока на свободе, но в бегах, продолжать борьбу. В любом случае страница не закрыта, и не стоит думать, что, подавив переворот, Эрдоган нанес окончательный и сокрушающий удар…”

СЕГОДНЯ СИТУАЦИЯ В ТУРЦИИ, ПО МНЕНИЮ ТЮРКОЛОГА, – ЭТО ФАКТИЧЕСКИ ситуация гражданской войны. По одну сторону баррикады – джихадисты, исламисты, пользующиеся поддержкой Эрдогана, по другую – военные. По одну сторону – идея светской кемалистской Турции, по другую – крайнего исламизма. На данный момент удача благоволит первым, но что будет дальше – никто не берется предсказать… Почему все же попытка переворота провалилась и кто был его главным инициатором и идеологом?

“В контексте провала переворота я уже отметил тот факт, что армия в стремлении “скинуть” Эрдогана не была единой, – говорит Р.Мелконян. – Но есть еще один важный момент: в этот раз народ сыграл свою роль, он стал фактором, чего не наблюдалось в истории военных переворотов в Турции ранее. Эрдоган самолично обратился к населению с призывом выйти на улицы – военные, по-видимому, такого поворота событий не учли, а столкнувшись с множеством собравшихся людей, не смогли стрелять в них или направить на них танки. Во время прошлых переворотов народ вовсе не был фактором, напротив, население призывали не выходить на улицы, объявлялся комендантский час и т.д. На этот раз все было с точностью до наоборот. И наконец, в практике прошлых переворотов власть очень быстро сдавалась. Президент, премьер арестовывались своей же охраной, что опять же свидетельствовало о единстве в рядах организаторов переворота – армии, службы нацбезопасности. Эрдоган же не сдался, напротив, он взял борьбу в свои руки и заработал себе на этом дополнительные очки. Турецкий премьер тоже проявил активность. Да и судьба сыграла свою роль – ведь Эрдогану в эти дни трижды удалось избежать не только ареста, но и верной смерти. И, конечно, говоря о провале, нельзя не отметить тот факт, что на сей раз военные, причастные к попытке переворота, свои огромные ресурсы применили крайне неграмотно, бестолково и неорганизованно. Между тем, повторюсь, не думаю, что все закончено, трансформация Турции продолжается, будет продолжаться и борьба между сторонниками романтического кемализма и крайнего исламизма. И вряд ли кемалисты с легкостью сдадут свои позиции…”

Кто стоял за переворотом и в какой степени обоснованны обвинения Эрдогана в адрес Фетхуллаха Гюлена? По мнению Мелконяна, эти обвинения не имеют под собой реальной почвы, ибо Гюлен – духовный лидер, идеолог ислама, тогда как большинство армейского руководства – люди светские, неоднократно в открытую высказывавшиеся против Гюлена и пропагандируемой им идеологии.

“МНОГО ГОВОРИТСЯ О РОЛИ И УЧАСТИИ США В СОБЫТИЯХ, имевших место в Турции, и с этим я не могу не согласиться, – продолжает Р.Мелконян. – США вообще традиционно участвуют во всех военных переворотах в Турции, и их влияние на руководство турецкой армии очевидно. Не будем забывать, что турецкая армия – это также армия НАТО и многие турецкие военные получали и продолжают получать образование на Западе, в том числе и в Штатах. Кстати, в ходе прошлых военных переворотов в Турции США и не думали скрывать свое участие, открыто заявляли об этом. Правда, на сей раз такого не произошло, но не думаю, что в реальности что-либо изменилось…”

Можно ли теперь уже поставить окончательный крест на вхождении Турции в Евросоюз? По словам Мелконяна, он давно поставлен. Тем более что сторонники Эрдогана изначально были против членства Турции в ЕС и только ждали , чтобы их лидер об этом заявил. Да и население не рвется, как показывают результаты соцопросов.

Что ж, идея членства в ЕС на самом деле давно стала для турецкой действительности бутафорией. Террор – вот что будет набирать обороты. Сегодня он всячески поощряется и поддерживается. Солдат на улицах подвергают суду Линча, генералов публично избивают, и где гарантия, что волна террора не коснется нацменьшинств, и в частности армян, проживающих в Турции?

“Нет такой гарантии, – считает Р.Мелконян, – в Турции всегда за переворотами или их попытками следовали гонения и репрессии в отношении нацменьшинств. Сейчас эти гонения осуществляются против алевитов, сирийских беженцев. Власть применяет свою силу и рычаги террора в полной мере. На домах, где проживают сирийцы, делаются специальные метки, а потом на эти дома нападают, грабят, их уничтожают. На данный момент в отношении армян такого не происходит, но в любой момент пламя может вспыхнуть. Причем мишенью могут стать публичные персоны, чьи имена на слуху. Думаю, мы должны очень внимательно следить за тем, что происходит в Турции, и быть готовыми к любому развитию событий…”

Зара Геворкян, Голос Армении