Політика

Очередная победа “локомотива” над демократией

победа локомотива над демократиейAnalitikaUA.net. С 1 января 2014г. бакинское представительство Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе будет отличаться по своему мандату от представительств в других странах постсоветского пространства. Всего за несколько месяцев алиевскому режиму удалось добиться снижения статуса офиса до уровня координатора проектов. И хотя этот шаг рассматривается прежде всего в контексте предстоящих президентских выборов, многие эксперты видят в этом решении и иные подтексты.

ТО, ЧТО БАКИНСКИЕ ВЛАСТИ СТРЕМИЛИСЬ К ПОНИЖЕНИЮ СТАТУСА ОФИСА ОБСЕ, было вполне понятно и полностью укладывалось в логику деятельности режима, направленной на максимальную минимизацию внешнего вмешательства во внутренние дела. Та же логика ранее диктовала фактическое закрытие бакинского представительства американского Национального института демократии, а также неуемное стремление заглушить голоса западных радиостанций. В то же русло укладываются попытки “икорной дипломатией” исключить или свести к дежурным замечания и критику со стороны Совета Европы и многое другое. Баку уже не ограничивается абсурдными ссылками на то, что, дескать, развитию демократии мешает карабахский конфликт – Алиев открытым текстом, не церемонясь, дает понять, что не намерен далее терпеть критику, от кого бы она ни исходила, в том числе от одной из наиболее авторитетных европейских организаций. Совет Европы заставили замолчать, набив его рот икрой. ОБСЕ заставляют замолчать унизительной для организации указкой на недопустимость критического отношения к деятельности властей, не считая нужным соблюдать даже формальные приличия.

Повторюсь: ничего странного и неожиданного в таком поведении алиевского режима нет – странно и нелогично выглядит поведение представителей организации и ее руководства. Судя по комментариям, они сами очень рады, что им указали на место. Так, Действующий председатель ОБСЕ, министр ИД Украины Л. Кожара заявил: “Принятие мандата координатора проектов является важным шагом к продолжению взаимовыгодного сотрудничества между ОБСЕ и Азербайджаном, направленным на реализацию принципов и обязательств ОБСЕ”. Не меньше рад снижению статуса руководитель офиса Корай Таргай, утверждающий, что это не повлечет за собой особых изменений в его деятельности – организация, дескать, будет продолжать вносить свой вклад в демократические реформы в Азербайджане. В унисон этому замечательному хору прозвучало заявление пресс-секретаря МИД АР Э. Абдуллаева: “Мы самая динамично развивающаяся и самая большая страна в регионе. По сути, Азербайджан – локомотив региона. Поэтому, как и многие международные организации, ОБСЕ тоже основное свое внимание в регионе концентрирует на Азербайджане”.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛИ УДЕЛЯЮТ ПОЗИЦИИ США. 29 июля временный поверенный в делах США в Постоянном совете ОБСЕ Гарри Роббинс заявил: “Мы приветствуем настоящее соглашение, которое помогает обеспечению и выполнению обязательств во всех трех измерениях ОБСЕ, включая демократическое развитие Азербайджана”. Именно Роббинс в марте нынешнего года впервые сообщил новость о том, что официальный Баку намерен ограничить деятельность ОБСЕ в Азербайджане, однако тогда тон его заявления был отнюдь не радостным, а скорее озабоченным и критическим.

Бакинская газета “Зеркало” в те дни пришла к выводу, что в случае удовлетворения “просьбы” деятельность миссии ОБСЕ в Баку окажется никчемной. Вовсе не случайно уже после решения представители тех неправительственных организаций Азербайджана, которые еще питают надежду на помощь Запада в борьбе за демократию, высказали разочарование решением ОБСЕ. По словам одного из них, работа ОБСЕ в Азербайджане “будет сведена к проведению конкурсов на предоставление грантов институтам гражданского общества, и в частности тем из них, которые лояльны властям”. Анализируя странное поведение самой организации, наблюдатели в Баку приходят к выводу о том, что Запад – в частности, США – пошел на поводу у Алиева не просто так, а в обмен на что-то. Вопрос в том – на что именно, ломают головы в Баку.

Не будем гадать – сделка, судя по всему, заключена довольно темная. Обратим внимание на другое. Как заявил один из критиков решения – глава Общества правового просвещения Интигам Алиев, “понижение статуса бакинского офиса ОБСЕ стало закономерным результатом деятельности этого представительства в последние годы”, поскольку “бакинский офис ОБСЕ в последние годы подыгрывал властям Азербайджана”, в частности, поддерживал проекты тех НПО, которые “конструктивно сотрудничали” с властями. А для правительства “конструктивное сотрудничество” означает закрытие партнерами из гражданского сектора глаз на серьезные факты нарушения прав человека и коррупцию и признание “развития” страны”, – сказал Алиев. Если учесть, что новый статус входит в силу с января 2014 г., понятно, что речь идет отнюдь не только о выборах, а куда более далеко идущих целях.

К сказанному остается добавить, что все последние годы – начиная с 2008-го – руководителями бакинского офиса ОБСЕ были турецкие дипломаты. По всей вероятности, их совместные с режимом усилия в направлении снижения уровня офиса до “никчемной миссии” дали свои плоды. И хотя взаимоотношения сторон будут в дальнейшем определяться меморандумом, Баку добился главного: отныне все проекты ОБСЕ будут согласовываться с МИД Азербайджана. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»