Соціум

Как крестят детей британцы: 10 новшеств

КрестиныAnalitikaUA.net. Крестины принца Джорджа состоялись в среду, спустя 31 год после того, как в 1982 году крестили его отца, принца Уильяма. С тех пор многое изменилось…

Крестить детей стали реже

Крестины Джорджа – теперь скорее исключение, чем правило. И не только потому, что он принц.

Хотя и 30 лет назад крестили детей далеко не все, но в Англиканской церкви крестили каждого третьего ребенка в Британии. К 2011 году крестить в Англиканской церкви стали каждого десятого малыша. И общее число крестин, причем людей всех возрастов, снизилось с 266 тыс. в 1980 году до 140 тыс. в 2011 г.

У католиков похожая картина. Хотя основной удар пришелся на 1964-1977 годы, когда количество крестин сократилось наполовину. За последние 30 лет эта тенденция несколько замедлилась, и в последнее время в год в среднем крестят 60 тысяч детей.

Но крестных стало больше

Хоть крестить и стали реже, но крестных у детей стало больше. У принца Джорджа семь крестных. У сына известной модели Лиз Харли, к примеру, их шесть.

И речь не только о знаменитостях.

“На практике заметна перемена”, – рассказывает архидиакон Лестера Тим Стратфорд. Хотя доктрина в этом вопросе не менялась. Формально и Англиканская, и Католическая церковь ограничивают лишь минимальное число крестных: в Англиканской церкви у крестника должно быть минимум три крестных, в Католической – один.

“Раньше сложно было в принципе найти крестных, а теперь зачастую священники сталкиваются с тем, что родители выбирают слишком много крестных для детей”, – рассказывает Стратфорд.

“В церковных книгах у нас, как правило, есть только четыре строчки, чтобы записать имена всех крестных, а некоторые выбирают семь или восемь”, – отмечает священнослужитель.

Причем крестные – необязательно верующие

Предполагается, что крестный становится наставником ребенка в вопросах веры. И в этом смысле правила не меняются.

“Строго говоря, крестными должны быть только верующие католики, или христиане других конфессий, которые будут называться “свидетелями” [“восприемниками” в православной традиции]” , – уточняет отец Пол Кин, католический священник из Эссекса.

В Англиканской церкви такое различие не делается, поясняет Стратфорд.

“Единственное требование к крестным родителям – это то, что они сами должны быть крещеными. Строго говоря, мусульманин или индуист не могут быть крестными, равно как и не может быть крестным атеист, которого не крестили”.

Но священник признает, что на практике роль крестного гораздо шире, чем религиозное воспитание.

“Предположим, у ребенка есть достаточно крестных. В этом случае ничто не мешает человеку стать “почетным крестным”, при этом формально крестным не являясь. И в Церкви это случается достаточно часто”, – поясняет священнослужитель. Скоро Англиканская церковь выпустит даже специальную рекомендацию, где будет сказано, что таких людей следует называть “друг, оказывающий поддержку”.

“Церковь пытается реагировать на изменения в обществе”, – утверждает Стратфорд.

Церемоний имянаречения все больше

Хоть общество и стало менее религиозным, обо всех церковных традициях оно забывать не спешит.

Еще 15 лет назад так называемых церемоний имянаречения практически не было, но сегодня, по данным Британской гуманистической ассоциации, ежегодно проводятся сотни подобных церемоний.

“Скорее всего, в ближайшие годы церемоний наречения имени станет еще больше, – делится предположениями Сара Барретт, редактор сайта BabyCentre. – Многим родителям по-прежнему кажется, что ребенка надо поприветствовать и представить родственникам и друзьям семьи”.

Так что даже если родители атеисты, от религиозных понятий они полностью не отказываются. “Ведь гораздо проще объяснить, кто такой крестный, чем кто такой “ментор, оказывающий поддержку”, – отмечает Барретт.

Еще бы. Только представьте себе Марлона Брандо в роли “ментора”!

Детей крестят позже

В 1992 году в Англиканской церкви 80% детей были крещены в возрасте до года. К 2012 году этот показатель упал до 60%. Сегодня только каждый третий принявший крещение в Англиканской церкви – ребенок в возрасте от года до 12 лет.

“Раньше крестили, как правило, детей во младенческом возрасте, но теперь все чаще родители ждут появления второго ребенка, а потом крестят обоих детей одновременно”, – рассказывает Барретт.

Получается что-то вроде “два по цене одного”. Но издержки здесь – не главное. “Родителям хотелось бы, чтобы ребенок запомнил церемонию”, – поясняет эксперт.

“Фиктивные” крестины

Стремление отдать ребенка в хорошую и бесплатную школу, а зачастую это означает религиозную школу, привело к появлению так называемых “фиктивных крестин”.

“Чтобы отдать моего сына в соседнюю государственную школу, мне пришлось сделать вид, что я – англиканин”, – рассказывает атеист Эндрю Пенман, автор книги “Школьный шок: в поисках приличной государственной школы”.

“Я это сделал не из чувства протеста или чтобы подорвать чью-то веру. Это была вынужденная мера, потому что только так я мог быть уверен, что сын попадет в государственную школу”, – рассказывает Пенман, признаваясь, что чувствовал себя крайне неловко во время обряда крещения.

Пенман считает, что так поступают многие родители, указывая на то, что число родителей-прихожан резко падает после того, как их детей принимают (или не принимают) в школы.

Но, по мнению Джейн, которая не хочет называть свое настоящее имя, говорить о “фиктивном крещении” – это слишком категорично. Сама она атеистка, ее муж – иудей, но Джейн утверждает, что всегда хотела, чтобы их дети получили религиозное воспитание.

“Я совру, если скажу, что о школах я не думала. Но вся “фиктивная” сторона вопроса связана с тем, что на родителей давит фактор времени”, – говорит она.

Джейн крестила своего второго ребенка практически сразу после того, как прочитала в местной газете, что католические школы будут вводить более строгие критерии для кандидатов на поступление.

“Там говорилось, что хорошо бы крестить ребенка в первые четыре месяца его жизни”, – призналась Джейн.

Сложно сказать, насколько широко данное явление распространено по всей стране. Скорее всего, с этим чаще всего можно столкнуться в Лондоне, где в бесплатные христианские школы сложно попасть из-за большого числа желающих.

Крестильные рубашки выходят из моды

Джорджа будут крестить в такой же рубашке, что и его отца. В точно таком же одеянии крестили всех будущих монархов, начиная с Эдуарда VII (прадед королевы Елизаветы II). Но крестильные рубашки на детей надевают все реже.

“Во время подготовки к крещению нам говорили, что больше одевать ребенка в традиционную рубашку необязательно”, – рассказывает Бекки Бевис, мама годовалого малыша. “Он был в белой рубашке и хлопчатобумажных брюках”, – делится воспоминаниям она.

В тот день крестили четверых детей, и ни на ком из них, по словам Бекки, не было крестильной рубашки.

“Церковь просто просит, чтобы ребенок был завернут во что-то белое, как символ новой жизни во Христе после того, как его крестят”, – поясняет молодая женщина.

Крестильные рубашки, по ее словам, надевают на малышей в тех семьях, когда “есть определенная традиция, как, например, в королевской семье. В основном же мамы просто одевают детей в милые костюмчики или кружевные панталоны”.

А вот подарки дарят (правда, не всегда из серебра)

Крестины – это целая экономика. Все известные дизайнеры, включая таких гигантов как Вера Вонг и компанию Tiffany’s , развернулись здесь не на шутку. В торговом доме John Lewis только в прошлом году продажи подарков на крестины выросли на 8%.

И хотя по традиции по-прежнему принято дарить серебряные изделия, придерживаются ее далеко не все.

“Нам никто ничего серебряного не дарил”, – рассказывает Бекки Бевис о крестинах своего сына. Сама она в детстве получила в подарок серебряную ложку.

“Сегодня часто на крестины сажают деревья, или дарят что-то, что останется с ребенком на долгие годы, – поясняет она, – Некоторые дарят ребенку виски, который, как предполагается, он выпьет, когда ему исполнится 21 год”.

И даже те, кто выбирают серебро, иногда лукавят. Только 55% всех подарков, проданных в John Lewis, были посеребренные изделия. 40% подарком оказались изделиями из олова, а 5% – из нержавеющей стали.

Дети на крестинах иногда плачут. Но сегодня, по крайней мере, не потому, что их обливают ледяной водой.

Воду подогревают

“Воду подогревают заранее, просто потому, что в церквях это стало возможно, – рассказывает священнослужитель Тим Стратфорд. – Не надо слишком углубляться в историю, чтобы понять, что в сельских церквях не было электричества. И где в таком случае греть воду? Это стали делать сравнительно недавно”.

И сегодня не во всех сельских церквях в Британии есть электричество, но, по словам Стратфорда, все чаще у церквей появляются небольшие пристройки, и уж там чайник всегда можно включить.

Язык службы стал проще

Англиканская церковь все еще ведет работу над каноном службы.

До 1980 года крестины проходили по старому канону, и служба шла на языке XVII века. В 1980 году появился “Альтернативный служебник” с молитвами на современном английском, но, по словам Стратфорда, таинству крещения там было уделено немного места. “Служба была очень короткой, с короткими вопросами, которых было гораздо меньше”, – поясняет он.

“Тексты общих обрядов”, появившиеся в 2000 году, тоже понравилась далеко не всем. “Многие священники считали, что язык служб и сами службы в ней очень сложные”, – отмечает Стратфорд.

Стали звучать вопросы относительно употребления некоторых слов, например “покоряться”. По канону, один из вопросов англиканской службы звучит, как “покоряешься ли ты Христу как Спасителю?” ( в православном варианте “сочетаешься ли Христу?”)

“Это был в какой-то степени инквизиторский вопрос, ответить на который многим было непросто. Появилось ощущение, что “покоряться” воспринималось как “сдаваться”, и это слово передавало неверный смысл”, – рассказал архидиакон Лестера.

Источник: Русская служба Би-би-си