Політика

Как армяне помешали туркам провести Олимпиаду

ОлимпиадаAnalitikaUA.net. В Анкаре уверены, что заявка Стамбула на проведение Олимпийских игр 2020 года была отвергнута вследствие давления армянского лобби.

Уже никого не удивляют попытки турецкой и азербайджанской пропаганды свалить все неудачи тюркского мира на “проделки армянского лобби”. Последние публикации турецкой прессы из этой серии. В Анкаре утверждают, что именно армяне помешали Стамбулу стать столицей летних Олимпийских игр 2020 года. Оказывается, это мы с вами виноваты в том, что на состоявшейся в субботу в Буэнос-Айресе сессии Международного олимпийского комитета заявка Стамбула была отклонена. Если турки действительно настолько высоко оценивают ресурсы армянских лоббистов, то это делает нам честь. Но что же в действительности привело к провалу турецкий инициативы?

Напомню, собравшиеся в Аргентине члены Международного олимпийского комитета абсолютным большинством голосов утвердили право Токио на проведение Олимпийских игр 2020 года. В финальном раунде голосования японская столица набрала 60 голосов, Стамбул — всего 36. И это при том, что обещанный Турцией бюджет Олимпиады был рекордным — 19 миллиардов 200 миллионов долларов. Это в пять раз больше, чем готовы потратить на Олимпиаду японцы. Реджеп Тайип Эрдоган был настолько уверен в победе, что лично приехал в Буэнос-Айрес на заседание сессии МОК. Встретили его в Аргентине куда менее гостеприимно, чем он мог ожидать. “Эрдоган, убирайся”, “Страна, нарушающая права человека, не может принимать у себя Олимпийские игры”, — гласили плакаты, развешанные по всему городу активистами армянских организаций. Союз армянской молодежи Буэнос-Айреса организовал шествие протеста к гостинице, в которой остановился турецкий премьер. К призыву не допустить проведения Олимпиады в стране, повинной в осуществлении геноцида, присоединились не только армяне, но и десятки аргентинцев. Именно эти акции и стали поводом для совершенно абсурдных обвинений. Турецкое издание “Хаберлер” пишет, что действия аргентинских армян сказались на исходе голосования. Следовательно, именно армяне повинны в том, что Стамбул не стал столицей Олимпиады-2020. Таким образом, каждый турок, разочарованный решением сессии МОК, должен знать, кого он должен винить в случившемся. Ну а формы проявления своего негодования каждый турок может выбирать самостоятельно.

В Анкаре давно держат зло на аргентинских армян, возможности которых явно преувеличивают. Эрдоган никогда не простит армянам того, что они в мае 2010-го провалили его официальный визит в Буэнос-Айрес. Именно активные и последовательные действия наших соотечественников стали причиной того, что мэрия аргентинской столицы запретила установку в одном из городских парков памятника основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку. В знак протеста против этого Эрдоган отменил визит в Аргентину и пригрозил свернуть экономические отношения. После того как президент Аргентины Кристина Киршнер сама приехала в Анкару и попыталась сгладить последствия инцидента, турецкий премьер поверил в то, что правительство Аргентины найдет способы нейтрализовать активность армянской общины. Но результаты поездки оказались для него весьма печальными. Мэрия Буэнос-Айреса отказалась препятствовать проведению армянами мирных акций протеста. Верить в то, что эти акции действительно могли отразиться на настроениях членов МОК, слишком наивно. Туркам просто очень хочется найти виновного. В таких случаях обычно вспоминают поговорку про плохого танцора, которому мешает не только отсутствие таланта, но и определенные органы собственного тела.

Так что же в действительности стало причиной того, что турецкая заявка была отклонена? Ведь до недавних пор Стамбул считался фаворитом. Турция имела все шансы стать первой в мире мусульманской страной, принимающей Олимпийские игры. Но все изменила прокатившаяся в Турции в июне волна антиправительственных протестов, сопровождавшаяся массовыми репрессиями и ущемлением прав человека. Это позволило напомнить чиновникам МОК и про нерасследованные убийства диссидентов, подобных Гранту Динку, и про безнравственную политику Анкары, продолжающей отрицать признанный миром факт геноцида армян. Свою роль сыграл и скандал с применением турецкими атлетами допинга. Заняв в сирийском вопросе совершенно провокационную позицию, Анкара сама стала вооружать своих оппонентов аргументами, число которых продолжало прибавляться. Учитывая все это, Эрдоган не должен был сильно удивляться результатам голосования. Пятая по счету попытка добиться проведения Олимпийских игр в Стамбуле увенчалась полным провалом. Признав претензии турок на право организации Олимпиады совершенно необоснованными, Международный олимпийский комитет нанес серьезнейший удар не только по престижу Турции, но и по репутации Эрдогана, у которого в течение последнего года проблемы сменяются проблемами. Для рвущегося к президентскому креслу Эрдогана Олимпиада могла стать последним спасательным кругом. Теперь не потонуть ему будет еще сложнее.

Пока не известно, наберется ли Эрдоган наглости выдвинуть кандидатуру Стамбула на проведение Олимпиады-2024. Но у Алиева для этого самоуверенности хватило. Азербайджан уже готовит необходимые документы. Министр молодежи и спорта Азербайджана Азад Рагимов еще полгода назад заявил, что Баку воздержится от подачи заявки лишь в том случае, если столицей Олимпиады-2020 станет Стамбул. По словам Азада Рагимова, в случае проведения Олимпиады в Баку Азербайджан заработает примерно миллиард долларов. Приток этих средств, по мнению министра, косвенно скажется и на позициях страны в карабахском противостоянии, потому как часть денег будет использована для укрепления военной мощи. Заявка Азербайджана не может оставить нас равнодушными. Международный олимпийский комитет обязан осознавать, что перспектива проведения игр в Азербайджане ставит под сомнение возможность участия в Олимпиаде Армении. И если Армения откажется участвовать в главном спортивном мероприятии планеты, это будет вовсе не прихотью или демаршем.

Вспомним хотя бы историю с несостоявшимся отборочным матчем чемпионата Европы по футболу. Власти Азербайджана отказались обеспечить гарантии безопасности армянских футболистов в случае их приезда в Баку, а затем и вовсе отказались их принимать. Было немало случаев, когда небезупречный выбор столицы Олимпийских игр становился причиной их бойкота со стороны тех или иных стран. В 1980 году московские игры бойкотировали Соединенные Штаты. В 1984-м Советский Союз не послал своих спортсменов на Олимпиаду в Лос-Анджелес. Но оба этих случая были следствием идеологической конфронтации. В нашем же случае речь идет о естественном инстинкте самосохранения и беспокойстве за безопасность своих сограждан. В стране, где армянофобия возведена в ранг государственной политики, нельзя не опасаться за жизнь соотечественников. Полагаю, руководству Национального олимпийского комитета Армении следует уже сейчас поделиться этими соображениями на этот счет с членами МОК, дабы они не увлекались всерьез рассмотрением заявки Азербайджана.

Азербайджан уже дважды подавал заявку на проведение Олимпиады. Баку претендовал на право стать столицей игр 2016 года, а затем 2020 года. Оба раза азербайджанская столица выбыла из числа кандидатов по итогам первого же отборочного раунда. Самоуверенность Алиева поражает многих. Дели и Лос-Анджелес, осознавая слабость своих шансов, добровольно отозвали свои заявки, а бакинские правители настойчиво делали вид, что верят в успех. И это несмотря на то, что эксперты МОК изначально отмечали крайне низкие шансы Азербайджана. Тем не менее не может не удивлять тот факт, что в ходе рассмотрения заявок транспортная концепция, предложенная азербайджанским олимпийским комитетом, набрала наибольшее количество голосов. Действительно странно, если иметь в виду, что Азербайджан продолжает держать закрытыми две из четырех железнодорожных магистралей, ведущих по его территории за рубеж. Столь сомнительное заключение членов МОК дает поводы для различных версий.

У Баку будут очень серьезные соперники — Вена, Дубай, Нью-Йорк, Торонто, Санкт-Петербург, Рим и Доха. Но икорно-нефтяная дипломатия в таких случаях часто приносит результат. Следовательно, мы не должны сидеть сложа руки. До сих Армения вела себя в этом вопросе весьма либерально. Официальный Ереван высказывался на этот счет лишь тогда, когда у него об этом спрашивали. Когда в 2012-м году на сессии Парламентской ассамблеи Организации Черноморского экономического сотрудничества на голосование был поставлен вопрос о поддержке инициативы проведения Олимпиады в Баку, Армения выступила категорически против, мотивируя свое решение тем, что в Азербайджане недостаточно соблюдены права человека и есть нерешенный конфликт. Неужели и на этот раз мы будем ждать, пока у нас спросят? Артем Ерканян, NV.am