Соціум

The Calvert Journal: Мрачная картина новостных заголовков о Карабахе забывается сразу по прибытии

Карабах

Нагорно-Карабахская Республика – территория, расположенная в горах между Арменией и Азербайджаном. Пейзаж здесь красив, но местные жители живут с призраком войны, постоянно висящим над ними. Режим прекращения огня с 1994 года неспокойно поскрипывает, а армянские и азербайджанские войска постоянно находятся в окопах, всего в 150 метрах друг от друга. Об этом пишет журналист британского сайта «The Calvert Journal» Ричард Энсор.

Пограничники Нагорного Карабаха приветствуют гостей не с пушками и агрессией, а с теплотой, которую армяне оказывают жителям Запада в любой ситуации. После пограничного контрольно-пропускного пункта машина начинает крутиться на горном серпантине. Водитель отвечает на вопросы Ричарда и его друга: «Люди, живущие здесь, используют армянскую валюту, они имеют армянские паспорта, они говорят на армянском, они армяне. Но все очень сложно», – рассказывает таксист.

Журналист и его друг прибыли в Армению после тяжелой недели в Карабахе в августе 2014 года. Тогда 20 солдат погибли с обеих сторон во время перестрелок на границе, президент Азербайджана угрожал войной через социальную сеть «Twitter», а иностранные правительства советовали не ездить в Нагорный Карабах.

«Мрачная картина, представленная новостными заголовками, была забыта, как только мы прибыли»,– пишет журналист, отмечая, что настроение в Нагорном Карабахе фактически было праздничным. Наделенный прекрасной погодой, Карабах готовился к празднованию своего Дня независимости. Местные жители были не слишком обеспокоены недавними боевыми действиями. «Люди здесь привыкли. Это — часть жизни»,- объяснил автору статьи один из пассажиров такси.

Как отмечает автор, в этой части мира отношения между людьми являются всем. Армяне славятся гостеприимством, и новые знакомые могут стать близкими друзьями с пугающей скоростью. Местные жители приглашают туристов на семейные пикники. Приглашённые гости напрасно пытаются препятствовать постоянному наполнению рюмок водкой. Двое армян — Тигран и Асканаз — работники гостиницы, пригласили журналиста и его друга на вечеринку около бассейна в горах недалеко от столицы Нагорного Карабаха -Степанакерта. Это был мальчишник карабахских мужчин, устроенный для друга, у которого была назначена свадьба на следующий день.

Энсор пишет, что несколько лет назад правительство Карабаха начало финансово помогать своим гражданам, чтобы те женились и заводили детей. Все началось с того, что в 2008 году родившийся в Карабахе бизнесмен Левон Айрапетян спонсировал в Степанакерте массовую свадьбу 700 пар — уникальная церемония, которая оказалась в центре мирового внимания. Теперь рождаемость в регионе выросла на 30% по сравнению с предыдущим десятилетием.

Возвращаясь к теме мальчишника, автор добавляет, что это был день мужчин, которые произносили тосты на застолье о важной роли матерей («У вас должна быть хорошая мать, чтобы вы стали хорошим человеком»), детей («Вы заботитесь об этом, вы заботитесь о другом, но потом, в один прекрасный день, у вас рождается ребенок, и вы понимаете, что ничто иное не имеет значения»), и об этно-патриотизме («Некоторые из нас — из Карабаха, некоторые нет, но мы должны помнить, что мы все — армяне»).
У одного из мужчин за столом не было глаза, а у другого нога была протезирована. «Эти парни, работают на «HALO Trust», — позже объяснил Асканаз. Их работа заключается в обезвреживании мин, которые остались с войны. После обезвреживания землю снова можно будет использовать для сельскохозяйственных нужд. Это чрезвычайно опасная работа. У Карабаха — один из самых высоких показателей в мире по несчастным случаям из-за мин, и политический статус региона мешает НПО получить средства для обезвреживания оставшихся после войны мин. «Не все из тех, кто должен был быть сегодня здесь с нами, живы»,- добавил Асканаз.

На следующий день журналист автостопом отправился в Тигранакерт — город дохристианского периода, руины которого были обнаружены лишь в 2005 году. На горе у церкви Ванкасар, их взгляд остановился на летящих стервятниках, а сразу за туманом на горизонте, сельские жители Азербайджана живут своей жизнью. В 1-ом веке, до того, как Армения стала первой в мире христианской страной, это старое каменное здание было башней стражи. Когда стража видела, что враг приближается к нижним долинам, звонила в колокола. Другие башни – поблизости, следовали этому примеру, и предупреждение вскоре доходило до сердца Армении.

«Мы зашли в монастырь, и увидели Библию на армянском языке на алтаре, наряду с несколькими небольшими картинами Иисуса и погашенными свечами. Кто-то был здесь, молился», – заключает автор.

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net