Пашинян – об анклавах: В 29,8 тыс. кв. км входит также Арцващен
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что со стратегической точки зрения безопасности задача на сегодня заключается в недопущении того, чтобы тот или иной вопрос стал обоснованием дальнейшей эскалации по той аргументации, что Армения отказывается от обсуждений и избегает решений.
«Для того, чтобы не допустить эскалацию, мы не должны думать об откладывании или запутывании вопросов. Наоборот, мы должны действительно идти на решения, но эти решения должны быть обоснованы и прозрачны для нашего общества для исключения теорий заговоров», — сказал он в интервью Общественному телевидению Армении, отвечая на вопрос об анклавах в процессе делимитации и демаркации госграницы с Азербайджаном.
«Азербайджан поднимает вопрос восьми сел. Мы, в свою очередь, также заявляем, что у нас есть вопрос восьми сел, поскольку в той же Тавушской области, есть оккупированные Азербайджаном территории – в селах Беркабер, Айгеовит, Вазашен, Паравакар и других территориях», — сказал он.
Пашинян заявил, что когда Азербайджан говорит, что признает территориальную целостность Армении, нужно понять, что он имеет в виду.
«Проблема продолжает оставаться в том, что до сих пор президент Азербайджана не сделал публичного заявления о признании территориальной целостности Армении в 29,8 тыс. кв.км.», — сказал он.
Коснувшись озвучиваемых в адрес властей обвинений в том, что Армения в одностороннем порядке признала территориальную целостность Азербайджана в 86,6 тыс. кв. км., Пашинян заявил, что «здесь не может идти речь об одностороннем признании, потому что речь идет о договоренности, и 86,6 тыс. и 29,8 тыс. – это цифры-близнецы, т.е. для признания 29,8 тыс. нужно признать 86,6 тыс. и для признания 86,6 тыс. нужно признать 29,8 тыс.»
«В 29,8 тыс. кв. км входит также Арцващен. Ни одна власть и представитель Республики Армения не имеют право поставить крест на эту суверенную территорию РА. Но здесь есть один нюанс: кто бы ни говорил об анклавах, он должен положить на стол карту, ведь чем обосновывается существование этого анклава… Не может быть карты по одной точке. Вычерчивается карта в целом.», — сказал он.
Премьер указал на наличие множества вопросов – вопрос делимитации анклавов, вопрос сервитута анклавов, вопрос защиты границ, вопрос присутствия или не присутствия вооруженных сил на этих территориях, правила прохода через чужую территорию для достижения анклава.
«Есть несколько вариантов решения этих вопросов. Один из вариантов – все эти вопросы регулируются и решаются на фоне мира. Второй вариант – когда анклавы, находящиеся по ту сторону границы, остаются на территориях тех стран, которыми они окружены, а это, в свою очередь, должно быть предметом договоров и их дальнейшей ратификации. В этом контексте мы должны учитывать правовые аспекты этих процессов», — сказал он.