Несмотря на итоги войны, ссору со своими военными и общее разочарование в обществе, Пашинян сумел победить своего самого мощного соперника, Кочаряна, за которым стояли российский капитал и российские СМИ, пишет Тарас Паньо на страницах depo.ua.
«Парламентские выборы в Армении завершились убедительной победой партии «Гражданский договор», которую возглавляет действующий и. о. премьер-министра Никол Пашинян.
Набрав по результатам обработки бюллетеней 53,92% голосов, партия Пашиняна имеет техническое большинство в парламенте и может приступить к формированию правительства. Формально для этого нужно 54%, но поскольку, по армянскому законодательству, все, кто не прошел колоссальный семипроцентный барьер, «сливают» свои голоса в пользу победителей, необходимое количество депутатов фракции «Гражданского договора» гарантировано.
Зато блок «Армения», во главе которого стоял экс-президент страны Роберт Кочарян, которого считают личным другом Владимира Путина, набрал скромный 21% голосов, что гарантирует ему статус крупнейшей оппозиционной силы в парламенте, которой эта политсила, собственно, была до сих пор. Другие политсилы, как и предполагалось, получили заметно меньше симпатий избирателей. В парламент попадет только блок «Честь имею», который возглавляет бывший президент страны Серж Саргсян. Набрав без малого 6%, эта политсила тоже не преодолела барьер, но проходит в парламент, поскольку действующее армянское законодательство предусматривает наличие среди законодателей как минимум трех партий.
Поэтому сейчас Пашинян с полным правом празднует свою победу и заявляет, что в Армении «завершился политический кризис». Конечно, его ключевой оппонент, Кочарян, еще подает судебные иски, но с таким разрывом шансы у него практически отсутствуют. Тем более что выборы были признаны свободными как Парламентской ассамблеей ОБСЕ, так и российской властной вертикалью. О победе Пашиняна заявили и представитель Путина Дмитрий Песков, и представители российской Госдумы.
Но как так случилось, что политик, «проигравший» войну за Нагорный Карабах, проигравший войну с коррупцией и не сильно продвинувшийся вперед в деле преодоления бедности в Армении — возможно, конечно, в результате предыдущих двух поражений — сумел с блеском выиграть выборы? Ведь не так давно, после заключения мира относительно Карабаха, толпа громила его кабинет, а сам Пашинян предусмотрительно избегал выходить на улицу? При том что его соперник Кочарян, в свою очередь, является другом «единственного гаранта армянской стабильности» в лице России и Путина?
Ответов может быть много. Здесь и личная харизма, и колоссальный опыт популизма у Пашиняна. Эффектное и эффективное завершение его избирательной кампании, которое позволило за несколько дней «отыграть» несколько процентов у оппонентов. И тотальное доминирование его пиар-команды в соцсетях. И админресурс, который он по мере сил использовал, тоже сыграл свою роль.
Но залогом победы Пашиняна, похоже, стало другое. Он был единственным из мощных политиков, который хоть и обещал развивать отношения с Москвой, но не сопровождал свою избирательную кампанию непрерывными «клятвами в верности России». Он не обещал «закрыть все организации, связанные с Соросом», и не ездил на инструктаж в Кремль, как делал Кочарян. Не обещал признавать Крым российским, как делали политики из партии «Честь имею», которых в Кремль все-таки не пригласили.
И тот факт, что Пашинян все-таки выиграл, свидетельствует об одной простой вещи. «Русский мир» в его сегодняшнем виде является настолько неконкурентоспособным, что даже государство, которое волею случая и действительно в заметной степени зависит от Кремля, не желает к этому «миру» приближаться. Что и продемонстрировали результаты последних выборов, которые смело можно рассматривать как своеобразный «референдум» на эту тему», — отмечает автор.