Політика

ЕС в очередной раз прервет переговоры с Турцией?

Турция и ЕвросоюзAnalitikaUA.net. Ожидается, что ЕС приостановит переговоры с Турцией о вступлении в Евросоюз. Многие политологи предсказывают, что они будут в очередной раз прерваны уже осенью. Сделать это раньше не позволят большие выборы, которые пройдут в Европе в мае – сентябре: сначала в Европарламент, а затем — в Еврокомиссию. Так что приостанавливать переговоры, скорее всего, придется в октябре уже новыми еврокомиссарам.

5 ноября 2013 года после 3-летнего перерыва на переговорах по членству Турции в Европейском союзе был открыт к обсуждению новый раздел. 22-й раздел, который будут обсуждать Турция и ЕС, касается «региональной политики и координации структурных механизмов». Значительная часть политических ограничений, связанных с открытием других разделов на переговорах, обусловлена с решением кипрской проблемы.

Анкара сама дала противникам вступления Турции в ЕС еще один козырь. На прошлой неделе в парламент был внесен законопроект Реджепа Тайипа Эрдогана, который в конечном счете еще больше ограничит гражданские права и даст ему новые полномочия. Новый закон должен значительно усилить полномочия разведки MIT. По новому закону, который может быть принят уже на этой неделе, разведка получит право собирать, записывать и анализировать информацию, документы, новости и данные с использованием любых необходимых для этого средств и способов. Журналисты, которые опубликуют попавшие к ним в руки документы MIT, сильно рискуют оказаться за решеткой. Недавно турецкие законодатели уже приняли закон, усиливающий контроль правительства над судебной властью.

5 марта Комитет ЕС по международным делам проголосует за обращение в Европарламент и Еврокомиссию с предложением пересмотреть отношение к вступлению Турции в Евросоюз. Анкара выполнила 35 пунктов требований Брюсселя, требуемых для ассоциации и вступления. Сейчас правительство работает над оставшимися 13. Еще несколько блокированы Кипром и Францией. Работа идет, но процесс вступления может быть остановлен ввиду серьезных и многократных нарушений демократических принципов, пишет Эксперт-онлайн.

По мнению члена Европарламента и главы Объединенного парламентского комитета «Турция-ЕС» Хелен Флотре, сила заявки Анкары серьезно ослаблена годами топтания на месте. Однако она все же считает, что переговоры о вступлении Турции в ЕС по-прежнему являются лучшим орудием оказания воздействия Евросоюза на турецкое правительство, а европейские стандарты и сейчас остаются лучшими помощниками проведения демократических реформ в Турциии. Сейчас положение Анкары осложняется еще и тем, что к туркофобам, похоже, присоединилась часть бывших сторонников Турции, разочарованных тем, что сейчас происходит в стране. Они считают, что переговоры можно продолжать лишь в случае ухода Эрдогана или хотя бы сдерживания его авторитарных замашек умеренным крылом правящей Партией справедливости и развития (АКР).

В минувшие выходные в Стамбуле прошли самые бурные за последние полгода демонстрации. Для разгона протестующих были применены пластиковые пули, слезоточивый газ и водометы. Демонстранты протестовали против недавно принятого закона, который разрешает властям просматривать данные пользователей интернета и блокировать сайты без разрешения суда.

Политика Реджепа Эрдогана вызывает озабоченность не только в Европе, но и в Вашингтоне. Барак Обама разговаривал на прошлой неделе по телефону с турецким премьером и подчеркнул важность «здоровой политики, в основе которой лежит правление закона», заключает сайт.

Ранее канцлер Германии Ангела Меркель длящийся с 2005 года диалог Анкары и Брюсселя охарактеризовала как процесс, конечный результат которого пока остается неясным. В ответ на это Эрдоган заявил: “Турции не столь необходим Евросоюз, как наоборот – объединенной Европе нужна Турция. Мы рассчитываем и надеемся на то, что Германия полностью поддержит нас на пути в ЕС и в процессе по вступлению. Мы хотели бы, что Германия делала больше в этом направлении, чем ранее. До сегодняшнего дня этого было недостаточно”. Канцлер Германии, страны, где сейчас проживает 3 миллиона выходцев из Турции, подчеркнула свой скептицизм в этом вопросе: “Это не секрет, и в моей позиции ничего не изменилось: я достаточно скептически отношусь к полноправному членству Турции в Европейском Союзе. Но в настоящее время это нас не беспокоит, так как мы вовлечены в процесс с неясным конечным результатом. Но мы хотим двигать этот процесс вперед”. Эрдоган заверил Меркель, что страна продолжит следовать по пути реформ. Но в последнее время именно эти реформы подвергаются критике со стороны международного сообщества за чистки в правоохранительных органах страны, ограничение свободы прессы и жестокий разгон демонстраций минувшим летом.

В конце декабря 2013 года МИД Греции, к которой 1 января 2014 года перешло председательство в ЕС, заявил, что не видит смысла начинать дискуссии о вступлении Турции в Европейский союз до тех пор, пока Анкара не признает существование Республики Кипр. Официальный представитель греческого МИД Константинос Кутрас прокомментировал заявление министра иностранных дел Турции по случаю подписания с Еврокомиссией соглашения о реадмиссии. Тогда турецкий министр заявил, что не признает существование Кипра.

В свою очередь, в начале ноября 2013 года Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «нет такого государства, которое называется Кипр», а есть лишь «греко-кипрская администрация», которая была принята в Европейский Союз «по политическим причинам». Такая позиция Анкары является последствием турецкой оккупации северной части Кипра в 1974 году, откуда были изгнаны греки-киприоты. На этой части острова Турция провозгласила Турецкую Республику Северного Кипра, которая никем не признана.

«Европейский союз, к интеграции с которым стремится Турция и с которым она подписала несколько дней назад соглашение о реадмиссии, состоит из 28 равноправных государств, в том числе Республики Кипр, входящей также и в зону евро», — говорится в заявлении официального представителя МИД Греции.

«Если Турция не понимает и не принимает эти простые и фундаментальные факты, не имеет практического смысла какая-либо конкретная дискуссия о ее европейской перспективе», — заявил Кутрас.

Источник: PanArmenian