Политическое урегулирование карабахского конфликта еще впереди. Это крайне важное наблюдение особенно в том контексте, что официальный Баку постоянно утверждает, что конфликт можно считать завершенным, а статус Нагорного Карабаха уже не является предметом обсуждений. Во всяком случае, сигналы как минимум двух из трех силовых центров, занимающихся урегулированием карабахского конфликта, показывают, что все не так, как представляют власти Азербайджана.
Во-первых, то обстоятельство, что в начале недели по инициативе французской стороны состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в Армении Джонатана Лакота и министра обороны Вагаршака Арутюняна, уже говорит о том, что в Париже не намерены сидеть сложа руки в процессе урегулирования карабахской проблемы. И здесь не столь важны заявление Министерства обороны или суть сделанных французской стороной предложений (которая, кстати, неизвестна), сколько сам факт встречи. Франция, фактически, показывает, что даже в условиях новых реалий не только не собирается обходить проблему урегулирования конфликта, но и собирается более активно участвовать в этом процессе.
Отметим, что работа Минской группы ОБСЕ в ближайшее время должна активизироваться, о чем стало ясно и из интервью замминистра иностранных дел России Андрея Руденко агентству ТАСС. Руденко, в частности, подчеркнул, что именно сопредседатели Минской группы ОБСЕ разработали и представили принципы урегулирования конфликта, и хотя бы по этой причине сопредседатели должны довести дело окончательного политического урегулирования карабахского конфликта до конца сообща.
Андрей Руденко (замглавы МИД РФ) — По-прежнему остается актуальным вопрос достижения всеобъемлющего политического урегулирования, что в соответствии с решениями Будапештского саммита ОБСЕ возложено на сопредседателей Минской группы. «Тройка» получает мощную международную поддержку и может быть полезной в выработке взаимоприемлемых подходов к дальнейшим шагам, в том числе, по статусным вопросам.
Когда придет это время, пока неизвестно, однако ясно, что изменений формата переговоров не планируется. Во всяком случае, то обстоятельство, что заместитель министра иностранных дел России говорит не просто о посреднической миссии, а ссылается на мандат, полученный в результате Будапештского саммита 1994 года, уже свидетельствует о том, что основными посредниками в урегулировании карабахского конфликта были и останутся три страны — Россия, Франция и США, а основные принципы урегулирования останутся неизменными.
Андрей Руденко — Большинство этих принципов нашли отражение в заявлении от 9 ноября 2020 года. Речь идет о возвращении Азербайджану районов, расположенных вокруг Нагорного Карабаха, возврате беженцев, сохранении коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией, обеспечении безопасности, миротворческой миссии, разблокировании всех экономических и транспортных связей в регионе.
Что касается Вашингтона, то, прежде всего, в этом направлении ситуация выжидательная, поскольку администрация Байдена еще не вошел в «игру». Сейчас Соединенные Штаты находятся на этапе уточнения своих внешнеполитических приоритетов, и предполагается, что по разным направлениям Вашингтон активизируется в марте-апреле. Что до карабахского конфликта, то в данном случае у Вашингтона есть еще одна причина ждать. Проблема в том, что в конце декабря Конгресс США обязал американские спецслужбы в течение трех месяцев представить комиссиям по разведке обеих палат письменное разъяснение относительно напряженности между правительствами Армении и Азербайджана, в том числе относительно статуса Нагорного Карабаха.
Это означает, что уже в конце февраля срок истекает, и, в зависимости от того, что поставят спецслужбы перед конгрессменами и не только перед ними, станет ясно, какой комплекс действий будет реализован Вашингтоном как в рамках Минской группы ОБСЕ, так и за ее пределами.
Левон Сардарян
Источник: 1lurer.am