ВажливеПолітика

В Азербайджане поняли, что их вооруженные силы неспособны решить карабахский вопрос — Пашинян

Эскалация в Нагорном Карабахе была неизбежна, поскольку война всегда была целью Азербайджана, власти которого не были готовы к компромиссному решению карабахской проблемы. Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью немецкому телеканалу ARD.

По его, словам самым ярким доказательством того, что Азербайджан не был готов к компромиссу, стал Казанский процесс 2011 года, когда Баку отказался подписывать документ в последний момент. «И это не просто отдельный эпизод, а методика, поскольку то, что в рамках компромиссной логики начинает становиться приемлемым для Армении и Карабаха, сразу же становится неприемлемым для Азербайджана, и он продолжает ужесточать свою позицию. И азербайджанская формула всегда была такой. И Азербайджан всегда готовился решить карабахский вопрос военным путем», — сказал Пашинян.

Он отметил, что в результате провокации Баку в июле 2020 года на армяно-азербайджанской границе (в направлении Тавуша) в Азербайджане поняли, что их вооруженные силы неспособны решить карабахский вопрос.

«Поэтому Баку пришлось обратиться за помощью к наемникам и террористам. И что случилось? Под предлогом военных учений с августа в Азербайджан были переброшены наемники и террористы с находящихся под контролем Турции сирийских территорий, большое количество военной техники, специалисты и военнослужащие Турции, после чего со стороны Азербайджана началась совместная атака», — сказал Пашинян.

Отвечая на вопрос, действительно ли его известное заявление «Карабах — это Армения, и точка» могло быть воспринято Азербайджаном как провокация, Пашинян сказал, что это связано с историей карабахского вопроса.
«К сожалению, международное сообщество с какого-то момента «икс» утратило информацию о содержании карабахского вопроса. Между тем, в то время, когда возник карабахский вопрос, в Европе и во всем мире он рассматривался как проявление демократизации Советского Союза, которое привело к падению Берлинской стены.

А карабахский вопрос возник с 1988 года, когда в Советском Союзе происходила горбачевская перестройка и демократизация. И карабахские армяне, которые всегда составляли 80 и более процентов населения Нагорно-Карабахской автономной области, решили воспользоваться предоставленной демократизацией возможностью и восстановить свои нарушенные права. Причем это происходило в рамках абсолютной мирной политической борьбы», — отметил премьер.

Он напомнил, что на абсолютно мирные и невооруженные политические решения Советский Союз и Азербайджан ответили насилием, организовав погромы армян сначала в Сумгаите, а затем в Баку. «Армения ли Нагорный Карабах? Армения означает страну, в которой живут армяне, страну армян. И те, кто посетит Нагорный Карабах, увидит армянские церкви пятого и более поздних веков. Первая армянская школа была основана именно в Нагорном Карабахе, 80 и более процентов населения Нагорного Карабаха всегда были армяне. Если это провокация…» — сказал с подчеркнутым многоточием премьер Армении.

«В этом и вся проблема, что тот факт, что в Нагорном Карабахе живут армяне, Азербайджан всегда считал «провокацией», прибегая к агрессивным действиям, обстрелам населенных пунктов, они борются с этой «провокацией». Вообще, я вам скажу, что, возможно, само существование армян рассматривается некоторыми странами как «провокация», в том числе и Турцией, где в 1915 году в Османской империи произошел Геноцид армян, в ходе которого армяне были выселены с огромных территорий», — сказал Пашинян, добавив, что Турция вернулась на Южный Кавказ 100 лет спустя, чтобы продолжить эти действия.

Пашинян выразил убеждение, что налицо проявление турецкой экспансионистской, имперской политики, потому что армяне Южного Кавказа являются последним препятствием Турции для продолжения экспансии на север, на восток и на юго-восток. Глава правительства рассматривает это в контексте политики, которую Анкара проводит в Средиземном море, в отношениях с Сирией, Ираком, Грецией и Кипром.

В условиях войны, сказал Пашинян, говорить о переговорах нормально, но нереалистично. По сути, условия переговоров были обсуждены и согласованы в Московском заявлении от 10 октября, которое позже было подтверждено. Московское заявление было принято при посредничестве президента России, затем при посредничестве президентов Франции и США оно было подтверждено. И там четко прописана программа, которая согласована, напомнил премьер.

«Я имею в виду, если есть согласованные пункты, какой смысл выдвигать друг другу условия, ведь, в конце концов, оно [заявление — ред.] было принято совместно? Т.е. уже не нужно выдвигать никаких условий. Условия там уже прописаны, и мы сочли их приемлемыми», — пояснил Пашинян.

Премьер-министр Никол Пашинян подчеркнул, что сопредседательство Минской группы ОБСЕ — это единственный формат, в рамках которого может быть обсужден и решен этот вопрос.

С 27 сентября в Карабахе идет полномасштабная война с Азербайджаном. Помимо военных, ранены и погибли мирные жители, есть пострадавшие журналисты. Десятки тысяч мирных жителей стали беженцами. На стороне Азербайджана воюют наемники из Сирии и Ливии, в боях принимают участие турецкие ВВС.