Какие выводы уже можно сделать по первой неделе боев? Насколько у Азербайджана хватит ресурсов, в частности ударных беспилотников и бронетехники, для продолжения боевых действий с такой интенсивностью? Почему армянская сторона не использует свои главные козыри: новейшие истребители СУ-30СМ и оперативно-тактические ракетные комплексы? Есть ли у армянских сил в Арцахе техническая возможность нанести удар по нефтепроводам и газопроводам Азербайджана и насколько целесообразен подобный удар в данный момент?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил глава департамента оборонных исследований Armenian Research & Development Institute (ARDI), военный аналитик Леонид Нерсисян.
— Какие-то выводы уже можно сделать по первым 7 дням боев?
— Можно сделать такой главный вывод, что несмотря на тяжелейшие бои и очень массированное широкомасштабное наступление, никакого блицкрига у азербайджанской стороны не получилось, и речь идет о боевых действиях на глубине буквально полкилометра –километр. То есть сейчас уже нет классической такой линии соприкосновения, естественно, при таких массированных боевых действиях, но условно очень минимальные какие-то сдвиги границы линии фронта происходят в одну и в другую сторону и назвать это успехом Азербайджан совершенно не может.
— До войны азербайджанцы делали акцент на превосходстве количественном и качественном своего вооружения. Благодаря чему армянским войскам удалось, по воему мнению, сорвать эти планы? Ведь несмотря на использование всего своего арсенала и огромных сил, никакого серьезного успеха у противника нет.
— Это связано с тем, что, во-первых, армянская сторона совершенно другой уровень мотивации имеет. Во-вторых, преимущество противника в количестве никогда не было таким великим, как о нем было принято говорить. И третье –противник наступал на подготовленные позиции, давным-давно подготовленные. То есть, допустим, даже в тех эпизодах, когда ему удавалось брать какие-то посты на первой линии обороны, находиться там им очень небезопасно и удерживать очень сложно, потому что наши войска прекрасно знают координаты всех своих инфраструктурных военных объектов и сразу же, например, могут артиллерией подавлять эти точки, которые были потеряны во время первых ударов. То есть, в принципе, чем глубже Азербайджан проникнет, тем ему тяжелее будет становиться вести боевые действия.
— Насколько, по Ващему мнению, у Азербайджана хватит ресурсов, я имею в виду, в первую очередь, ударные беспилотники и бронетехнику для продолжения боевых действий с такой интенсивностью?
— С такой интенсивностью, как 3 октября, я думаю, что они могут вести боевые действия только вчера, скорее всего. То есть, говорят, что вчерашний уровень интенсивности был совершенным безумием. То есть, несмотря на это, в принципе, никаких провалов не случилось. То есть было очень тяжело, что, в принципе, не скрывается и официальными заявлениями Министерства обороны, но ситуация на фронте, тем не менее, стабильная. Никаких прорывов обороны не происходило.
— Фактически Азербайджан применил весь свой арсенал вооружения, начиная от боевой авиации и заканчивая РСЗО и оперативно-тактическим ракетным комплексом (ОТРК) Lora. Но при этом армянская сторона не использует свои главные козыри: новейшие истребители СУ-30СМ и ОТРК “Точка-У”, Эльбрус и, самое главное, “Искандер”. По-Вашему мнению, почему армянская сторона не вводит вот этот компонент в действие?
— Возможно потому, что получается сдерживать противника и изматывать противника, не применяя эти средства. По крайней мере, оперативно-тактические ракетные комплексы. И, например, можно предположить, что их оставляют как резерв, в том числе для контрнаступления, для того, чтоб обеспечить эффективность… Но это предположение.
— А авиация?
— Я думаю, это связано с тем, что эти истребители не так давно в Армению попали, где-то полгода, чуть больше. Да и целей сегодня нет таких в небе Карабаха нет, именно целей ПВО, которые не решаются наземными средствами. Азербайджан массированно не использует свои штурмовики, не использует массированно ударные вертолеты, то есть это какие-то единичные эпизоды. Сказать сегодня, что Азербайджан в небе Карабаха эффективно использует боевую авиацию, нельзя.
— Есть ли у армянских сил в Арцахе техническая возможность нанести удар по инфраструктурным объектам– нефтепроводам и газопроводам, имеющим стратегическое значение для Азербайджана? И насколько целесообразен подобный удар в данный момент?
— Есть такая возможность. Но, возможно, например, что военные считают, что лучше все средства использовать на поле боя и не расстрачиваться, допустим, на те объекты, которые наносят экономический ущерб, но на поле боя напрямую на ситуацию не влияют. Или это остается как такое все-таки средство сдерживания от еще большей эскалации. Допустим, прямых ударов по территории Армении в глубине, допустим. То есть может быть подход сегодня такой.
— А Азербайджан может в такой ситуации рискнуть нанести удары в глубине Армении? Мы помним, как на удивление азербайджанская сторона открещивалась от сбитого армянского штурмовика у Вардениса…
— Видимо, Баку пока не рискует этого делать. Хотя беспилотники на разведку они, допустим, отправили. Наверное, этот сценарий они пока боятся имплементировать, то есть, в принципе, открывать второй фронт на армяно-азербайджанской границе они пока боятся. Но этого, тем не менее, полностью исключать нельзя. Я уверен, что к этому готовы, просто со счетов в любом случае не стоит сбрасывать.
— В соцсетях и даже иногда в СМИ очень противоречивая информация о наших наступлениях или отступлениях. Что Вы посоветуете нашим армянским читателям? Как подходить к выбору информации?
— Консервативно нужно подходить к информации, которую они читают. Потому что количество фейков и дезинформации сейчас просто совершенно безумное. Но в военных условиях это абсолютно обычное дело. Раньше просто листовки разбрасывали, а сейчас посты в соцсетях пишут вместо этого. Разницы никакой нет. Поэтому лучше доверять официальным источникам либо источникам, где можно быть абсолютно уверенным, что это видеозапись какая-то, причем по ней видно, что это не сфабрикованно, желательно можно проверить еще как-то. Но сомнительные источники, как типа слива в каких -то сомнительных группах и от «знакомых». Например, знакомый в Баку сказал завтра будет наступление, все бегите. Это то, чему не стоит доверять.
Айк Халатян
Источник: Verelq
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube