Доктрина гонки вооружений себя не оправдала. Баку никак не светит превосходство на поле боя
Специфическая логика у наших соседей, пишет Богдан Атанесян на страницах Aysor.am. «Я бы даже сказал, занятная. Баку почему-то считает, что ему вооружаться можно, а Еревану — нет. Ему дозволено пичкать свою армию израильскими беспилотниками, турецкими ракетами, чешскими пушками, пакистанскими самолетами и всем возможным на свете вооружением, вплоть до полинезийских бумерангов, а Еревану следует отказать себе в таком праве. Баку сам Аллах велел заключать военные союзы, устраивать масштабные учения, привлекать иностранных инструкторов с наемниками, натаскивать своих курсантов в заграничных учебных центрах, тогда как Еревану следует лишь хлопать на это глазами и ковырять в носу.
За примером в далекое прошлое бегать не надо. Не успела затихнуть интенсивная канонада в Тавуше, как азербайджанские власти набросились с обвинениями на сербов за продажу Еревану минометных боеприпасов, и на грузин за допуск их транспортировки в Армению. Затем настала очередь России, которую апшеронские чингачгуки принялись упрекать за экстренную переброску в Армению четырехсот тонн оборудования военного назначения.
Причем, наши «чуткие» противники не учли, да и, собственно, не хотели учитывать два весьма многоговорящих факта. Во-первых, что Армения состоит в военном союзе с Россией, до которого третьей стороне не должно быть никакого дела. И, во-вторых, что на тот самый момент по приглашению азербайджанской стороны турецкие армейские соединения, в рамках совместных с азербайджанскими войсками учений, усердно «дефилировали» вдоль и поперек всей территории апшеронского гособразования, а турецкий президент, параллельно тому, из-за каждой попавшейся трибуны размахивал кулаками с угрозами в адрес «зарвавшегося Еревана».
Но и это не все. Едва вышеописанные события улеглись, как в Баку опять заёрничали. На сей раз по поводу достигнутого соглашения о модернизации российскими специалистами армянских штурмовиков Су-25 и договоренности по контракту на приобретение Ереваном новой партии тяжелых истребителей Су-30СМ.
Возникает масса резонных вопросов. А что же думали в Баку? Неужели слепо уверовали в сочиненный самими же постулат «в армянской армии один автомат на пятерых», как в непреложную истину? Разве только так они воспринимали реальное соотношение сил и средств между армиями Азербайджана и Армении? Не приходило ли им в голову, что армянам, так или иначе, удастся за все эти десятилетия сохранить паритет, иначе говоря, баланс возможностей, за счет пополнения своего арсенала поставками из-за рубежа и разработками отечественного военпрома?
Нынче властители Азербайджана истерично покусывают локти от осознания провальности расчетов, но никак не желают признаться в этом народонаселению, изрядно обработанными идеологическими припарками реваншизма. Апрель 2016-го и июль 2020-го наглядно показали кроме прочего, что качественного перевеса в соотношении вооружения у азербайджанской армии нет. Точнее, он есть, но только в фантазиях и лживых речах бакинского военно-политического руководства.
Доктрина блокадного измора Армении и экономического удушения, путем навязанной гонки вооружений, не привела к желаемым результатам. Также не оправдала себя политика давления на страны, с которыми Ереван установил прочные связи в сфере военно-технического сотрудничества, поставок товаров оборонного назначения и обмена боевым опытом. Армения в рамках своих возможностей как приобретала за рубежом, так и продолжает приобретать требуемое для сохранения баланса сил в регионе оружие, а также довольно успешно развивает собственную оборонную промышленность, продукция которой была испытана и полностью оправдала себя в ходе последних событий на границе.
Баку бесит такое положение дел, и именно поэтому там, позабыв все каноны дипломатической этики и отмахнувшись от банального здравомыслия, набрасываются с критикой на страны, поставляющие Армении оружие, не нарушая при этом соответствующие международные конвенции и правовые нормы.
В целом же, безуспешные попытки достичь подавляющего военного преимущества над Арменией и Арцахом лишают Баку главного козыря в процессе переговоров. Шантаж и угрозы решить вопрос силой в свою пользу с каждым годом теряет весомость в глазах посредников и мирового сообщества, которое до 2016-го еще было готово верить в реальность бакинских угроз, однако после четырехдневной апрельской войны, а уж тем более, после июльских событий нынешнего года было вынуждено выправить навеянные азербайджанской пропагандой свои искаженные представления о положении дел и согласовать их с реальной действительностью. А действительность на данный момент такова, что Азербайджану никак не светит превосходство на поле боя. Разве что лишь в больной голове поражеца-ветерана Шаира Рамалданова, на лживом языке бахвалящегося своими нулевыми достижениями министра Гасанова и в фантазерских статейках ярой реваншистки Нурани Касимовой», отмечает автор.