DW: В переговорах об иранской ядерной программе много победителей
AnalitikaUA.net. Компромисс по иранской ядерной программе дает преимущества всем участвующим в переговорах сторонам. Но до разрешения конфликта еще далеко, считает обозреватель DW Жамшид Фарухи.
Самый большой выигрыш от достигнутого между странами Запада и Ираном соглашения по иранской ядерной программе, очевидно, достался иранскому народу. Ведь санкции в отношении Ирана, прежде всего, были направлены на иранскую правящую верхушку. Ограничения, касающиеся экспорта иранской нефти и газа, должны были возыметь действие и тем самым целенаправленно и надолго перекрыть бурные денежные потоки в Иранскую республику. Фактически эти меры по большей части достигли своей цели. Но при этом от этих санкций, задуманных как «интеллигентные», больше всего пострадал именно иранский народ.
Можно предположить, что тот или иной иранец, одержимый чувством национальной гордости и поддерживает иранскую ядерную программу. Но голодного человека, как известно, не накормишь ураном. Иранский народ хочет, чтобы страна как можно быстрее вышла из изоляции, надеясь на улучшение экономического положения.
Снятие или ослабление санкций будет способствовать стремлению к политической открытости, требованиям обеспечить большие права и свободы. Победа на президентских выборах Хасана Роухани тоже является результатом таких потребностей и желаний. Иранский народ надеялся на чудо, которое произошло в Женеве.
Ставка на изменение курса
Но иранский режим — тоже оказался в числе победителей. Ведь санкции, по сути, ни что иное как смерть в рассрочку. Теракты, в частности, один из последних, произошедших в Бейруте у иранского посольства, нарастающее напряжение между правительством и этническими или религиозными меньшинствами, например, в областях, где живут иранские курды или белуджи, общее недовольство населения, тайное вмешательство соседних государств во внутренние дела Ирана и самое главное — опасность военного вторжения извне — все это веские основания для того, чтобы иранский режим сменил свой курс.
Можно сказать, что соглашение в Женеве об иранской ядерной программе — для руководства Ирана означает хорошую страховку, которая обеспечивает долгосрочное правление Роухани при условии, что тот выполнит свои предвыборные обещания и начнет проводить реформы.
Достичь соглашения с Ираном было важной задачей также и для США, и для других западных стран. Международная общественность не может допустить новой войны в регионе Ближнего и Среднего Востока. Будущее Афганистана после вывода контингента НАТО в 2014 году неопределенно. Пакистан стал оплотом радикальных исламистов. Ситуация в сфере безопасности в Ираке по-прежнему катастрофическая. Война в Сирии продолжается. Горькими оказались плоды «арабской весны». Отважиться на новую войну в таком регионе было бы похоже на сумасшествие. Абсолютно четкое «нет войне» должно стать движущей силой для мирного, дипломатического урегулирования конфликта вокруг иранской ядерной программы.
Первый шаг сделан
Многие извлекли выгоду из этого конфликта, а также получили пользу от эмбарго на иранскую нефть. Дешевые нефть и газ, выгодные бартерные сделки , поставки товаров и запасных частей, валютные операции — это лишь несколько примеров. Турция, Россия, ОАЭ, КНР и даже Афганистан зачастую не упускали случая использовать удобный момент.
Правда, такие страны не особенно счастливы от того, что более-менее нормализовались отношения между «великим сатаной» и «осью зла». Но и они не заинтересованы в новой войне в этом регионе. Даже Израилю не нужна война, а лишь гарантии безопасности.
Соглашение в Женеве — это лишь первый шаг на пути к урегулированию конфликта вокруг иранской ядерной программы. И оно не является панацеей от всех бед. Само собой разумеется, после состоявшихся переговоров нельзя расслабиться и беззаботно ждать, когда же самым благоприятным образом будет разрешен ядерный конфликт. Ситуация все еще взрывоопасная, а сближение Запада с Ираном не у всех вызывает восторг. Но кто ожидал чего-то другого?
Жамшид Фарухи, руководитель персидской редакции DW
Источник: Deutsche Welle