Турки простили французам поддержку армян?
AnalitikaUA.net. Эрдоган ждет Франсуа Олланда в гости в надежде на то, что сумеет склонить его к отказу от введения уголовной ответственности за отрицание геноцида.
Президент Франции Франсуа Олланд в ближайшее время посетит Турцию. Сведения об этом официально подтвердил находившийся с визитом в Анкаре министр промышленного возрождения Франции Арно Монтебург. Информация выглядит весьма любопытной, если иметь в виду, что полгода назад правительство Турции выдвинуло перед Францией предварительные условия, выполнением которых обуславливало перспективу двусторонних отношений. Главным требованием ультиматума было предоставление гарантий того, что вопрос криминализации отрицания геноцида армян не будет возвращен в повестку. Означает ли предстоящая поездка Олланда в Анкару, что это условие Парижем выполнено?..
“Турция — великая страна, которая добилась больших успехов в промышленности, экономике, искусстве, культуре и в других областях. Эта страна играет ключевую роль в развитии региона”, — заявил французский министр Арно Монтебург, отметив, что Олланду и Эрдогану будет о чем поговорить. А ведь всего несколько месяцев назад в Анкаре утверждали, что Эрдогану не о чем говорить с Олландом, пока тот не откажется от данного армянам обещания относительно введения уголовного наказания за негационизм. Находясь в начале апреля с официальным визитом в Париже, вице-премьер Турции Бюлент Арынч выступил с достаточно откровенным заявлением. “Анкара ожидает от Франсуа Олланда реальных гарантий того, что вопрос геноцида армян не будет вновь открыт”, — сказал он. Заместитель Эрдогана подтвердил, что уполномочен передать своим французским коллегам своеобразный ультиматум. Вице-премьер пояснил, что Анкара будет готова протянуть руку дружбы Парижу лишь в случае выполнения Елисейским дворцом двух предварительных условий. Первое — окончательное исключение из повестки вопроса криминализации отрицания геноцида, второе — отказ от препятствования принятию Турции в Евросоюз. “Франция должна сделать первый шаг”, — заявил Бюлент Арынч. При этом он подчеркнул, что дал французам время на размышления — до июня. От ответа Олланда зависела судьба приглашения, адресованного президенту Турции. Арынч пояснил: Абдулла Гюль отправится с официальным визитом во Францию лишь в случае, если условия будут выполнены.
Судя по тому, что визит Абдуллы Гюля в Париж так и не состоялся, Франсуа Олланд не позволил туркам разговаривать с собой на языке ультиматумов. Армяне Франции приветствовали принципиальность своего президента. “Купить Елисейский дворец не так легко, как может показаться туркам. Конечно, политические круги Франции, принимая важные решения, будут руководствоваться экономическими интересами. Но лично я не верю, что это повлияет на отношение к вопросу геноцида армян. Франсуа Олланд обещал нам инициировать законопроект о криминализации негационизма в ходе своего пятилетнего правления, и мы верим, что он выполнит свое обещание”, — заявил в связи с этим неформальный лидер армянского лобби Франции, глава парижского офиса “Ай дата” Грач Варжапетян.
Однако с конца весны в политике официального Парижа кое-что начало меняться, и связано это с углубляющимся во Франции финансо-экономическим кризисом. Администрация Олланда хватается за любую соломинку, способную хоть как-то облегчить нагрузку на государственную казну. Это помогло Анкаре найти способы воздействия, способные нейтрализовать угрозу принятия французским парламентом нового закона о криминализации отрицания геноцида армян. Пару месяцев назад министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз выступил с сенсационным заявлением, из которого следует, что турки могут спать спокойно. По его словам, достигнутая с французами договоренность об участии Парижа в строительстве в Турции атомной электростанции сведет к нулю эффективность усилий армянских лоббистов. То, о чем говорит Йылдыз, на обычном языке называется взяткой. Если верить члену турецкого правительства, Анкара попросту купила молчание французского правительства, согласившегося провалить рассмотрение вопроса криминализации негационизма. Елисейский дворец официально так и не опроверг сведения, приведенные турецким министром.
В конце мая состоялось подписание межгосударственного соглашения, предполагающего участие Франции в строительстве в турецком городе Синоп новой современной атомной электростанции. Французский проект был признан победителем объявленного правительством Турции тендера. Предполагается, что строительство АЭС обойдется в 25 миллиардов долларов. Ожидаемые прибыли французской стороны исчисляются девятизначными цифрами. Примечательно, что еще в конце позапрошлого года министр энергетики Турции Танер Йылдыз утверждал, что “Анкара не позволит французам участвовать в строительстве своей второй атомной электростанции до тех пор, пока Николя Саркози остается у власти”. Это был ответ турок на принятие французским парламентом закона о криминализации отрицания геноцида армян. Теперь вот тот же самый Танер Йылдыз прозрачно намекает на то, что преемник Саркози на посту президента повязан по рукам и ногам, и тема криминализации отрицания геноцида перестает быть актуальной. “После этих инвестиций лидеры Франции вынуждены стать более внимательными в своих высказываниях о геноциде армян”, — заявил министр.
Анкара действительно располагает сегодня серьезным ресурсом воздействия на Париж. Темпы развития франко-турецкого экономического сотрудничества в последние месяцы растут как на дрожжах, и трудно не заметить во всем этом политический подтекст. Кроме энергетики беспрецедентное по масштабам партнерство охватывает также сферу авиации и военно-промышленный комплекс. 17 апреля Франция заключила с Турцией контракт на несколько миллиардов евро. Авиакомпания “Turkish Airlines” купила у крупнейшего в Европе авиапроизводителя, концерна “Airbus”, 82 пассажирских самолета “A-320” и еще 35 других воздушных лайнеров. Таким образом, Турция становится одним из крупнейших в мире клиентов французских авиастроителей. Почти одновременно с этим стало известно, что производящая вооружение французская компания “Eurosam” претендует на заказ на поставку Турции противовоздушных артиллерийских систем на сумму в 3 миллиарда евро. Нет никаких сомнений в том, что результаты тендера напрямую будут зависеть от результатов политического диалога между Парижем и Анкарой в том числе и по армянскому вопросу.
Турция со своей стороны сделала в сторону Франции пару демонстративных жестов. Правящая Партия справедливости и развития нейтрализовала усилия парламентской оппозиции, внесшей на рассмотрение меджлиса законопроект о признании геноцидом действий Франции в Алжире и Руанде, жертвами которых якобы стали свыше двух миллионов арабов. После соответствующих сигналов из аппарата главы государства секретариат парламента исключил из повестки проект закона, осуждающего “совершенные Францией преступления перед человечеством”. Одновременно прокуратура Анкары закрыла уголовное дело, заведенное в январе 2012 года в отношении бывшего президента Франции Николя Саркози из-за законопроекта о криминализации отрицания геноцида армян. (Французскому лидеру инкриминировалась “дискредитация турецкого народа”.) Прокуратура заявила, что закрыла дело, руководствуясь принципом “свобода выражения мнения”. Это намек на то, что отрицание геноцида тоже должно быть признано проявлением “свободы выражения мнения”.
Франсуа Олланд старается не давать поводов для сомнений в готовности выполнять данные армянам обещания. Но некоторое смещение акцентов в выступлениях говорящих от его имени чиновников все-таки заметно. Несколько месяцев назад действующая во французском городе Валанс Ассоциация “Армения” адресовала президенту Олланду петицию с призывом выполнить обещание о криминализации отрицания геноцида. Через три месяца поступил ответ от руководителя аппарата Елисейского дворца Изабель Сима, которую Олланд уполномочил дать пояснения подходов своей администрации. В письме, в частности, говорится: “Правительство желает найти правовые основания, не противоречащие принципам, закрепленным в Конституции, чтобы никто не смог безнаказанно принижать или отрицать страдания армянского народа и оспаривать то, что произошло”. В документе даже не было упомянуто слово “геноцид”. В письме не было ни слова о том, что обещание, данное избирателям армянского происхождения, остается в силе. Получается, что правительство не обязуется добиться введения уголовного наказания за негационизм, а лишь обещает, что будет “искать правовые основания” для этого. Эти “искания” могут продолжаться вечно. А между тем накануне выборов Франсуа Олланд дал отчетливые гарантии того, что криминализация отрицания геноцида непременно будет введена до конца его нынешней каденции.
На это несоответствие обращают внимание не только французские армяне, но и лидеры оппозиции. Депутат Национального собрания Валери Буайе, инициировавшая заблокированный Конституционным советом законопроект о криминализации негационизма, не скрывает своего возмущения. “Франсуа Олланд за несколько дней до президентских выборов обещал, что к 24 апреля 2013 года закон, предусматривающий наказание за отрицание геноцида, будет принят. Однако все мы стали очевидцами того, что обещание не было выполнено. Более того, сейчас не заметно ничего, что убедило бы нас в том, что этот процесс на практике протекает”, — заявила она. Впрочем, не исключено, что французская дипломатия действует тоньше и хитрее, чем может показаться. Франция по большому счету не заинтересована в укреплении Турции, и армянский вопрос — весьма удобный инструмент ослабления позиций Анкары. Парижу не раз удавалось склонять турок к уступкам, при этом сохраняя принципиальную позицию по проблеме армянского геноцида. Именно социалисты были всегда наиболее последовательными в деле защиты прав французских армян. Лидер социалистов Франсуа Олланд вряд ли готов пожертвовать голосами 400 тысяч избирателей армянского происхождения.
После визита президента Франции в Анкару многое окончательно прояснится. Стоит напомнить, что две недели назад Серж Саргсян подтвердил направленное Франсуа Олланду приглашение посетить Армению с государственным визитом. Приглашение это было направлено еще в начале года. Прошло уже достаточно времени, но сроки поездки Олланда в Ереван до сих пор не уточнены. По-видимому, Елисейский дворец не спешит назначать дату именно в связи с предстоящим визитом Олланда в Анкару. Президенту Франции не хочется разочаровывать ни турок, ни армян. Но сохранить овец целыми, не накормив волков, будет весьма не просто. Справится ли французский президент с этой нелегкой задачей?.. Артем Ерканян, «Новое Время»