В субботу, 23 октября, в общине Цовинар Гегаркуникской области впервые пройдет праздник «Тонратон» (выпекаемого в тонире хлеба — ред.). Об этом в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения рассказала соучредитель туристической и культурной компании «Мигр вояж» Карине Паносян.
«Мы стремимся к популяризации, сохранению и спасению армянского культурного наследия и, в частности, традиционных древних армянских «азарашенов» (многоярусные ступенчатые постройки – пекарни и иного назначения). К сожалению, все наши соседи, кроме Ирана, стали посягать на армянские традиции, и мы хотим сохранить их», — сказала Паносян.
В свою очередь учредитель ОО «Образовательно-культурный центр Кеан» Вануи Симонян, рассказала, что место проведения праздника выбрано не случайно, поскольку в Цовинаре сохранилось много «азарашенов». Она добавила, что во время праздника будут совершены обряды, связанные с обычаем поклонения хлебу.
Симонян заметила, что тонир имел не только бытовое предназначение, но и сакральный смысл, все это будет представлено. Симонян рассказала, что на Рождество дети ходили по домам и разносили лампадный огонь для разжигания тонира, получая за это сладости.
«На празднике выступят национальные ансамбли, будут участвовать жители села Цовинар и, конечно, многочисленные гости из разных частей страны», — сказала Симонян.
Автор фестиваля и глава организации «Развитие и сохранение армянских кулинарных традиций» Седрак Мамулян заверил, что фестиваль станет ежегодным, и у жителей страны будет возможность познакомиться со многими традициями, связанными с тониром и ритуалом выпечки хлеба.
«Многие традиционные ритуальные блюда также готовились в тонире. В частности, на Новый год готовили «Кашику» или «навасардовскую» арису. Это каша с пшеничной крупой и мясом ягненка, которую томили в тонире с позднего вечера до утра. Это блюдо не размешивали, чтобы наступающий год был мирным, без разногласий и войн», — говорит Мамулян.
Он заметил, что тонир является прародителем современной сауны — в древней Армении была традиция «курси», когда люди свешивали в почти погасший тонир ноги, накрывались теплым одеялом и грелись горячим воздухом, производили ингаляции. Сидящие вокруг тонира играли в разные игры, и они тоже будут восстановлены во время праздника.
Тонир (или тондыр) в быту армян выполнял ряд функций, в частности в нем готовили еду, с его помощью отапливали дома. В поселениях, где отсутствовали церковные сооружения, священнослужители имели право перед тониром проводить церемонию бракосочетания. Считалось, что наклонившись над тониром при выпечке хлеба, армянские женщины кланялись солнцу.