Політика

Modern Diplomacy: Участие турецких военных в карабахском конфликте ознаменовало пик пантюркистской политики Эрдогана

Анкара стремится использовать союз с Баку для укрепления своих позиций в регионе с целью восстановить Османскую империю и объединить тюркские государства Центральной Азии в единое тыловое пространство с общими вооруженными силами. Об этом пишет ливийский журналист Алаэддин Салех для издания Modern Diplomacy.

«Прямое участие турецких военных и сирийских наемников в нагорно-карабахском конфликте на стороне Азербайджана ознаменовало пик пантюркистской политики, агрессивно проводимой турецким лидером Реджепом Эрдоганом и его правящей Партией справедливости и развития с целью распространения влияния Анкары на тюркские государства Южного Кавказа и центральноазиатского региона.

«Сегодня мы празднуем эту славную победу. Но освобождение Азербайджаном своих земель от оккупации не означает, что борьба окончена. Борьба, которая ведется в политической и военной сферах, будет продолжаться и на многих других фронтах», — сказал Эрдоган во время парада победы в Баку в декабре прошлого года после подписания мирного соглашения, которое закрепило прекращение боевых действий в Нагорном Карабахе. Таким образом, он однозначно подтвердил готовность Турции обеспечить свои геостратегические интересы всеми средствами, включая военную силу.

Разжигание этно-религиозных конфликтов

Зловещее упоминание Эрдоганом «других фронтов» дает представление о самой сути внешней политики сегодняшней Турции, которая пытается вернуть себе былое величие, используя все бреши в турбулентности, созданной разрушающимся однополярным мировым порядком во главе с США. Процессы дезинтеграции в Европе и уменьшение роли мировых держав, которые ранее не позволяли османским амбициям выходить за пределы национальных границ, дали Турции зеленый свет для геополитического реванша. Однако для восстановления своего регионального лидерства Анкара выбрала довольно сомнительные методы, в том числе и распространение политического ислама и поощрение сепаратистских настроений в странах с тюркскими меньшинствами.

Стоит упомянуть, что хотя идеология пантюркизма предшествовала периоду президентства Реджепа Эрдогана, он первый лидер в турецкой современной истории, который активно внедряет ее в самой радикальной манере.

Турция и вооруженные группировки, которые взяла под свое крыло Анкара, проводят последовательную политику террора в отношении курдского населения в районах северной Сирии, захваченных во время турецкой интервенции. На оккупированных территориях широко распространены этнические чистки, убийства и похищения курдских предпринимателей и землевладельцев с целью последующего перераспределения их собственности среди поддерживаемых Турцией группировок. По данным правозащитников, за трехлетний период турецкой оккупации Африна 674 мирных жителя были убиты, более 7300 похищены и 300 000 насильственно перемещены. Кроме того, турецкие компании вырубили более 314 000 оливковых деревьев и разграбили более 70 археологических объектов.

Кроме курдов армяне Нагорного Карабаха также почувствовали на себе бедствие турецкого национализма в прошлом году. Турция отправила тысячи сирийских боевиков на помощь войскам Азербайджана в войне в оспариваемом регионе. Нагорный Карабах считается частью Азербайджана, но с 1994 года она имеет квазинезависимый статус, пользуясь защитой Армении. В течение трех месяцев ожесточенных столкновений Азербайджан сумел добиться превосходства при активной поддержке Турции и заставил премьер-министра Армении Никола Пашиняна подписать соглашение, которое обеспечило контроль Баку над оккупированными территориями.

Военные эксперты утверждают, что победа Азербайджана была расценена Анкарой как доказательство правильности ее внешней политики. Это также имело стратегическое значение с точки зрения получения Турцией прямого выхода к Каспийскому морю и центрально-азиатскому региону через Нахичеванскую Автономную Область, Нагорный Карабах и основные земли Азербайджана для дальнейшей экспансии в тюркские страны», — пишет автор статьи.