Баланс сил в Нагорном Карабахе изменился, формат отношений с Арменией меняется, сказал Sputnik Армения политолог Ален Гевондян, комментируя заявления секретаря Совбеза Арцаха Виталия Баласаняна.
Ранее Баласанян заявил, что Армия обороны перейдет в подчинение Совбезу Арцаха. Кроме того, в ближайшее время будут созданы пограничные войска. В полиции и Службе нацбезопасности появятся специальные батальоны (один из них займется борьбой с терроризмом). Он также заявил, что будут возвращены часть территории Аскеранского и Гадрутского районов.
«Последняя война в Арцаха, а также политические процессы, которые пошли не на пользу Степанакерту и Еревану, показали правоту тех людей, которые в свое время проявили профессионализм и эффективность в обеспечении военной безопасности. Силовой баланс в результате военных действий изменился и назначение Виталия Баласаняна было формальным проявлением этого», — сказал Гевондян.
Жизнь показала, что руководить армией и заниматься военной деятельностью должны люди, которые являются профессионалами в этом деле. В Степанакерте понимают, что нужно решать вопрос безопасности, основываясь на собственных силах, поддерживая отношения с российскими миротворцами и руководством РФ.
Заявления Баласаняна свидетельствует о том, что хотя Араик Арутюнян пока остается президентом НКР, вопросами безопасности уже занимается другой круг лиц.
«Сложилась ситуация, когда вопрос военной безопасности Арцаха — первоочередной и абсолютный. И в этой ситуации заявления, озвучиваемые в Степанакерте, – один из эффективных методов решения вопроса», — отметил Баласанян.
Что касается заявления о возможности возвращения территорий, по словам Гевондяна, жизнь показала, что все возможно и в довольно короткие сроки. Как будет возможно вернуть территории (военным или политическим путем), кто это сделает, при чьем содействии – покажет время.
Время также покажет, каким будет будущее Азербайджана в качестве государства, так как турецкий элемент в стране ощутимо усилился. У Баку есть большие проблемы с суверенитетом – «большой» брат постепенно проглатывает «младшего». С другой стороны, есть российский элемент. С учетом этого возможны различные сценарии.
«Согласно одному из этих сценариев, возможно то, о чем говорит Виталий Баласанян», — сказал Гевондян.
Что касается отношений Армении и Арцаха, то на данный момент, по крайней мере, независимость и безопасность Нагорного Карабаха не должна зависеть от отношений с Ереваном. Баласанян, конечно же, отмечает взаимосвязанные и скоординированные действия с Арменией, но жизнь показала, что на месте безопасность должны обеспечивать именно местные жители.
Официальный Ереван сейчас в значительной части не может обеспечивать свои обязательства перед Арцахом.
«Это было зафиксировано и в ходе боевых действий», — сказал политолог.
Он также обратил внимание на слова секретаря Совбеза о том, что трехстороннее соглашение подписал не Степанакерт, а Ереван в лице премьер-министра Армении.
Учитывая фундаментальные различия в подходах Никола Пашиняна и Виталия Баласаняна, все те недочеты армянских властей, которые стали предметом критики в Арцахе, довольно трудно видеть отношения Армении и Карабаха в том же русле, что прежде.
Сложно говорить о будущем формате, но «не мешать друг другу», по его мнению, может оказаться наиболее перспективным вариантом. Более того, сейчас Карабах активно смотрит на «север», учитывая фактор российских миротворцев. Активное взаимодействие с ними приведет к усилению российского фактора и во внутренней политике Арцаха, что, по мнению эксперта, вполне логично.
Нужно понимать, что размещение миротворцев наряду с геополитическими интересами РФ предполагает большую ответственность за население и оставшуюся территорию Карабаха.
В ходе войны Москва фиксировала, что перемирие должны было быть подписано намного ранее, чтобы ситуация была в значительной степени иной. Но руководство Армении проявило недальновидность, в результате чего есть то, что есть.
«Следовательно, Россия взяла на себя обязательство также по обеспечению физической безопасности населения Карабаха. Российский элемент в этом плане — важный фактор стабилизации ситуации», — отметил Гевондян.
Главы России, Армении и Азербайджана — Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев, приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе вступило в силу с 10 ноября. Армянская сторона согласилась на целый ряд территориальных уступок в карабахском регионе.
Для контроля за прекращением огня и военных действий, в зоне нагорно-карабахского конфликта размещен миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube