В конце августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган с апломбом отпраздновал исламский Новый год. Cразу после преобразования монументального собора Святой Софии в мечеть, он превратил в мечеть еще одну византийскую церковь, церковь Хора четвертого века, одну из старейших византийских построек Стамбула. На следующий день после этого он объявил об обнаружении крупнейшего в истории месторождения природного газа в Черном море, пишет Time.
Это произошло после недавнего открытия месторождений природного газа в восточном Средиземноморье. Обе эти области являются зоной ожесточенного соперничества между державами в этих морях. Позже на той неделе Эрдоган приветствовал делегацию ХАМАС в Анкаре, где выразил поддержку палестинцам после недавнего объявления о соглашении между Израилем и ОАЭ.
Все эти шаги проецируют на мир видение Эрдогана, в основе которого исламистская власть.
Отстаивание ислама в Турции идет рука об руку с охраной природных ресурсов и установлением власти Турции за рубежом. Оно также продвигается одновременно с внутренними репрессиями. Исламский Новый год показал, что Эрдоган еще больше усилил контроль за свободой социальных сетей и задумался о том, чтобы вывести Турцию из так называемой Стамбульской конвенции 2011 года, обязывающей страны защищать женщин от домашнего насилия.
Много было написано о попытках Эрдогана «воскресить» Османскую империю или называть себя султаном. В этом есть правда. Но чтобы понять политическую повестку дня и кругозор Эрдогана, мы должны уточнить, каким османским султаном Эрдоган стремится стать. Это девятый султан империи Селим I.
Селим умер 500 лет назад в 1520 году. Именно при его жизни Османская империя выросла из сильной региональной державы в гигантскую глобальную империю. По мнению Эрдогана, этот султан служит его современным потребностям. Селим предлагает Турции образец как стать глобальной политической и экономической державой с влиянием от Вашингтона до Пекина, сокрушая как иностранных, так и внутренних соперников. Он также помогает Эрдогану отстаивать свою позицию в пользу ислама как культурного и политического резервуара силы, жизненно важного компонента славы османского прошлого, которому он стремится подражать в современной Турции против господствующего секуляризма элиты, царящего с момента ее основания.
Нам следует опасаться того, что Эрдоган принял исключительное видение Селима политической власти Турции. Он представляет собой исторический пример сильной политики, которая привела к региональным войнам, попыткам уничтожения религиозных меньшинств и монополизации глобальных экономических ресурсов. В дополнение к его попыткам монополизировать запасы природного газа вокруг Турции, сегодня это принимает форму иностранных военных кампаний Эрдогана в Ливии, Сирии и Йемене. Дома он преследует шиитскую общину Турции, курдов, интеллектуалов, христиан, журналистов, женщин и левых.
Эрдоган культивирует свою собственную суннитскую религиозность, чтобы поставить ислам в центр внутренней повестки дня Турции, а превращение церквей в мечеть стало наиболее мощным символом этого. Политика Эрдогана представляет собой политическую логику конкуренции с нулевым результатом, которая противопоставляет Турцию Саудовской Аравии и Ирану за контроль над регионом и претензии мирового исламского лидерства.
Эрдогану нравится Селим, потому что он сделал возможным глобальное политическое влияние Турции. С 1517 года до конца Первой мировой войны Османская империя сохраняла географические границы, которые завоевал для нее Селим, доминируя на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье.
В 1517 году османы победили своего главного соперника в регионе, империю мамлюков, базировавшуюся в Каире, и захватили всю ее территорию на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это более чем удвоило размер империи. Османы теперь контролировали всю восточную половину Средиземного моря и, таким образом, доминировали на важнейших мировых торговых путях между Европой и Азией и по морю через Персидский залив и Красное море. Турецкая республика унаследовала большую часть этой власти после распада империи и подъема республики в 1923 году.
В то время как каждый современный турецкий правитель дистанцировался от наследия Османской империи и ислама, пытаясь создать для республики более «западное», «светское» и «современное» лицо, Эрдоган — первый, кто активно принял Османское прошлое и исламское наследие империи.
Здесь также Селим оказывается ключом к видению Эрдогана своего правления. Победа Селима над мамлюками сделало Османскую империю государством, в котором большинство населения составляют мусульмане, впервые в ее истории после более чем двухсот лет существования государства, население которого было в основном греко-православным.
С этой победой Селим стал первым османским султаном, правившим Меккой и Мединой, самыми священными городами ислама, таким образом получив титул халифа и укрепив мировую исламскую репутацию империи. Если Селим был первым османом, который одновременно был султаном и халифом, то Эрдоган — первый республиканский лидер, заявивший о обладании обоими титулами.
Эрдоган назвал в честь Селима недавно построенный третий мост через знаменитый пролив Босфор. Эрдоган также потратил огромные средства на могилу Селима и другие памятники его правления. После победы на конституционном референдуме 2017 года, который значительно расширил его полномочия, Эрдоган впервые публично появился у могилы Селима. Это было своего рода паломничество. Эрдоган вернул давно умершему государю его кафтан и тюрбан, которые были украдены много лет назад. Этот далеко не тонкий первый акт после победы на референдуме, который дал ему почти безграничную власть, ясно показал, кто является образцом для подражания Эрдогана.
Эрдоган и его коллеги по исламистской партии регулярно называют себя «внуками» османов. Эрдоган намеренно пропускает поколение отцов-республиканцев Турции 1923 года — чтобы совершить скачок назад во времени, когда османы правили миром с их особой разновидностью турецкой суннитской политики, во времена Селима, когда войны и внутренние репрессии привели к богатству и территориальной власти.
Воссоздание политической программы, подобной программе Селима, — опасная перспектива для Турции и Ближнего Востока, да и всего мира. Чтобы снова сделать Турцию османской, потребуются насилие, цензура и язвительность, которые Эрдоган действительно показал, что готов использовать их.
Универсальный урок здесь заключается в том, что призывы к возвращению к воспринимаемому величию, будь то в Турции или в Соединенных Штатах, выборочно охватывают противоречивые исторические фигуры, искажают их историю и усиливают ненависть и разделение.
Источник: News.am
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube