Переговоры не ради переговоров — как сдвинуть с мертвой точки карабахское урегулирование?
Нынешняя ситуация вокруг карабахской проблемы во многом схожа с обстановкой после апрельской войны 2016 года. Как тогда, так и сейчас в повестке дня стоят два ключевых вопроса – это деэскалация обстановки и восстановление переговорного процесса. Об этом заявил Sputnik Армения политолог, сотрудник аналитического центра «Орбели» Нарек Минасян.
По его словам, напряженность в некотором смысле удалось снизить, однако о полной разрядке ситуации невозможно говорить, особенно учитывая недавнюю гибель армянского военнослужащего от пули азербайджанского снайпера и совместные учения Турции и Азербайджана.
Что касается переговоров, то пока сложно сказать, когда удастся их восстановить. Минасян напомнил, что после апрельских событий 2016 года сторонам потребовалось полтора года, чтобы провести встречу на уровне лидеров двух стран (впервые после апрельской войны Серж Саргсян и Ильхам Алиев встретились в Женеве в октябре 2017 года ред.).
В то же время политолог видит некоторые изменения в риторике представителей официального Баку. Так, еще месяц назад азербайджанский лидер Ильхам Алиев говорил о неэффективности посреднического формата Минской группы ОБСЕ, обвинял сопредседателей в бездействии. Сейчас, после эскалации в Тавушском направлении, представитель его администрации Хикмет Гаджиев говорит о приверженности Минскому формату и готовности к продолжению переговоров.
Но для Армении этого недостаточно, и Ереван уже озвучил несколько пунктов, реализация которых позволит сдвинуться с мертвой точки. Минасян в первую очередь считает необходимым «продавливание» на обсуждениях вопросов расширения миссии наблюдателей и внедрения системы международного мониторинга инцидентов на границе. О них говорилось еще в 2016 года, но азербайджанская сторона тогда фактически отказалась от таких механизмов, отмечает политолог. К вопросу вновь вернулись сейчас, и эксперт считает, что Ереван в своем требовании должен идти до конца.
«Намного эффективнее, если мониторинг со стороны ОБСЕ носит постоянный характер, а наблюдатели расквартированы в непосредственной близости от зоны конфликта, а не приезжают из Тбилиси раз в несколько месяцев. Мониторинговый механизм должен также обладать проверочными функциями, что позволит наблюдателям фиксировать, какая сторона нарушила перемирие», — говорит Минасян.
Важным компонентом деэскалации обстановки наш собеседник считает и наличие прямой связи между военными Армении и Азербайджана, которые несут службу по обе стороны границы. Еще в сентябре в Душанбе между премьером Армении и президентом Азербайджана была достигнута договоренность о создании оперативной связи на уровне лидеров. Сопредседатели МГ ОБСЕ неоднократно отмечали позитивную роль этой связи. Теперь, с точки зрения эксперта, нужно, чтобы аналогичная связь действовала между военными.
Эксперт в целом убежден, что подходы армянской дипломатии относительно условий возобновления переговоров более находят понимание со стороны сопредседателей. Эти подходы, как известно, были озвучены Пашиняном 23 июля и сводятся к возвращению Карабаха за стол переговоров, возобновлению содержательных переговоров, расширению мониторинговой миссии ОБСЕ и обеспечению прямой связи между военными двух стран.
Эскалация на армяно-азербайджанской границе произошла 12 июля: ВСЕ Азербайджана обстреляли позиции на Тавушском направлении границы и попытались их атаковать. В результате ответного огня с армянской стороны противник вернулся на свои позиции, понеся потери. Утром 13 июля ВС Азербайджана возобновили обстрел армянских позиций. Вплоть до 16 июля с некоторыми перерывами велся также обстрел приграничных армянских сел. Международные организации и страны-посредники призвали Армению и Азербайджан к миру.
Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube