Вероятность войны в контексте карабахского конфликта изменилась с «если» на «когда» — политолог
В Братиславе завершился очередной переговорный год по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Никакого прорыва, никакого серьезного прогресса не зафиксировано также в 2019 году.
5 декабря в столице Словакии в рамках 26-й министерской конференции ОБСЕ министры иностранных дел Армении и Азербайджана – Зограб Мнацаканян и Эльмар Мамедъяров, прежде всего, встретились под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ, затем во время официального заседания вновь представили представления сторон касательно урегулирования карабахского конфликта.
До этого Азербайджан распространил также меморандум касательно своей позиции, в котором отражены позиции данной страны касательно перспектив урегулирования карабахского конфликта, суть которой заключается в том, что конфликт должен быть урегулирован поэтапно, и Арцах должен быть в составе Азербайджана. Подход Армении является диаметрально противоположным, который в своем выступлении представил глава МИД РА Зограб Мнацаканян.
Он заключается в том, что Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджана и народ НКР обладает правом на самоопределение без ограничения, а Азербайджан является угрозой экзистенциональной физической безопасности для Арцаха.
С заявлениями выступили главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в котором были подведены итоги переговорного года и, среди прочего, они призывают стороны предпринять шаги по выполнению ранее достигнутых соглашений о гуманитарных мерах и мерах безопасности, подтверждают принципы урегулирования конфликта, призывают вести содержательные переговоры.
Среди гуманитарных мероприятий страны-сопредседатели выделяют взаимные визиты журналистов и одновременное освобождение заключенных 28 июня. К обмену журналистами обратились также министры в своих выступлениях.
Глава МИД Армении квалифицировал их в качестве «многообещающего примера укрепления доверия и инклюзивного диалога между сторонами на общественном уровне». В свою очередь Эльмар Мамедъяров, отметив: «С момента последнего Совета министров, только две недели назад, мы смогли согласовать и осуществить определенные меры в гуманитарной сфере, такие как взаимные визиты журналистов из Армении и Азербайджана», он подчеркнул, что «такие шаги не дадут результатов, если в политическом процессе не будет достигнуто прогресса. Они не могут заменить основательный процесс переговоров».
Здесь стоит обратиться к любимому, по словам главы МИД Азербайджана, выражению: «содержательные переговоры». При использовании данного термина имеются в виду переговоры вокруг вопросов, касающихся основной сути конфликта, противопоставляя текущим переговорам вокруг шагов, нацеленных на формирование способствующей миру среды и укрепления доверия. Одним словом, Азербайджан подчеркивает важность говорить о переговорном процессе, нежели о той среде, в которой проходят эти переговоры.
Одной из причин этого является то, что ответственным за формирование сегодняшней неблагоприятной среды для переговоров является Азербайджан, чья продолжающаяся десятилетия враждебная, армяноненавистническая политика, воинственная риторика и попытки урегулирования конфликта силой, не оставили места минимальному доверию, которое необходимо хотя бы для старта переговоров, уже не говоря о возможном компромиссе. С другой стороны, очевидно, что Азербайджан не готов к объявляемым с его стороны «содержательным переговорам». Это в очередной раз стало очевидным после распространенного в Братиславе меморандума и выступления главы МИД Азербайджана.
По представлениям азербайджанской стороны, переговоры должны быть процессом, в котором армянская сторона должна взять список желаний Азербайджана и поэтапно выбрать, какое желание выполнить в первую очередь, а которое после. Это не переговоры. Это больше становится похоже на принуждение, которого пытается достичь Азербайджан, на его взгляд, установив военное преимущество. В подобных условиях как минимум странно, что в Азербайджане или странах-сопредседателях удивляются, что Армения также может публично огласить свой список желаний и предпринять меры для их осуществления.
Как бы то ни было, на фоне происходящих в Азербайджане внутриполитических событий, трудно ожидать, что процесс мирного урегулирования сдвинется с места в 2020 году. Есть опасения, что может произойти эскалация ситуации – в виде военных столкновений. Причина вновь в безответственной политике Азербайджана, вследствие которой снизился порог применения силы, и вероятность войны в контексте карабахского конфликта изменилась из «если» в «когда».
Автор материала политолог Анна Мкртчян
Источник: Panorama
Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube | Facebook | YouTube