Полковник Григор Саакян: Азербайджан не может сбивать ракеты комплексов «Искандер»
Официальная газета министерства обороны Армении – «Ай Зинвор» – опубликовала интервью с командиром воинской части, кавалером ордена «Боевой крест» I степени, полковником Григором Саакяном.
Материал приводим ниже:
– Г-н полковник, беседу хотим начать с самого обсуждаемого вопроса: что происходит на границе Арцаха? Это война артиллерийского оружия?
– После боевых действий апреля 2016 года вновь наблюдается рост напряженности на передовой. Активизировались артиллерийские средства малого калибра. Противник часто применяет минометы, СПГ-9, а недавно – и РСЗО TR-107. Все это создает впечатление, будто идут артиллерийские бои. Однако подобная характеристика несколько преувеличена, поскольку сегодня не пускается в ход артиллерийский потенциал двух сторон, инциденты носят локальный характер. Считаю, что провокации Азербайджана скорее имеют политический подтекст, нежели нацелены на достижение какого-либо успеха на тактическом рубеже.
– ВС Азербайджана 4 июля из РСЗО TR-107обстреляли позиции в Арцахе. В официальном сообщении указывалось, что противник в последний раз применял РСЗО TR-107 во время Четырехдневной войны. Что это оружие представляет собой?
– Я характеризую эту установку как «хулиганское оружие». Почему? РСЗО TR-107 в основном применяют нерегулярные армии. Диаметр ракеты – 107 мм, радиус поражения – 11 км, точность – низкая. РСЗО TR-107– мобильна, противник размещает их в основном в кузовах машин. Это скорее инструмент для психологического давления. Наши инженерные сооружения позволяют обороняться от этого оружия. Необходимо лишь своевременно организовать оборону личного состава, осуществить разведку и уничтожить огневую точку. Находящимися на боевом дежурстве средствами можем вывести из строя РСЗО TR-107, что и было сделано.
– Кстати, азербайджанская пресса подняла вой, заявляя об обстреле армянской стороной мирных населенных пунктов.
– Противник выбрал подлую тактику: кажется, умышленно огневые точки размещает в густонаселенных населенных пунктах. При подавлении огневых точек не исключается, что один из снарядов может и повредить дома. Рассмотрим технические данные обычного снаряда: любой осколок имеет радиус поражения примерно в 200 м. А противник огневую точку размещает на расстоянии 80 м от жилого квартала. Если даже действовать сверхточно, вероятность причинения ущерба велика. Иными словами азербайджанская армия создает такие условия, которые неизбежно ставят под удар население Азербайджана. Мы не открываем огня в случае с пассивным оружием. Мы придерживаемся четкой позиции: подавлять либо уничтожать любую активную огневую точку. По всей протяженности государственной границы Арцаха царит относительное затишье лишь тогда, когда противнику наносим достойный ответный удар. Такие действия гораздо эффективнее, нежели призывы к сдержанности.
– Минобороны Азербайджана 10 июля опубликовало видеоматериал, отметив, что приобретены ракеты для системы ТОС-1А «Солнцепек». Какими средствами противодействия мы владеем?
– Отмечу для начала, что возможности этой системы преувеличены. Максимальная дальность стрельбы – 6 км, ее можно поразить ударным вооружением. Применяющий данное оружие находится в большей опасности, нежели защищающийся от нее. Во время апрельских боевых действий среди уничтоженной армянской стороной азербайджанской военной техники была и система ТОС-1А «Солнцепек». Вследствие ее применения армянская сторона потерь не понесла. Уверяю, что у нас есть все возможности для их своевременного обнаружения и уничтожения. Так что в случае активных боевых действий ТОС-1А «Солнцепек» просто не успеют занять огневую позицию.
– А как вы прокомментируете слова министра обороны Азербайджана Закира Гасанова о том, что азербайджанские «вооруженные силы (ВС) обладают противоракетным оружием, способным сбивать ракеты с размещенных в Армении комплексов „Искандер”».
– Пустозвонство! Откровенная ложь, призванная смягчить царящие в азербайджанском обществе страх и ужас. Он просто решил бахвалиться и в очередной раз продемонстрировал низкий уровень профессиональных знаний. Даже представители сильнейших армий мира не утверждают, что могут сбивать ракеты комплексов «Искандер». Скорость ракеты после начального участка траектории – 2100 м/с. Подобную скорость невозможно остановить комплексами, находящимися на вооружении Азербайджана.
– Г-н командир, поговорим и о пополнениях в арсенале армянских ВС. Какие новые ракетно-артиллерийские средства мы закупили после апреля 2016 года?
– Как во время апрельских боевых действий, так и после них мы весьма серьезно пополнили арсенал разведывательных средств. Это позволяет нам замечать продвижения противника, направления, скопления, а нашему политическому руководству и командованию армии – принимать точные решения. Километры я называть не стану, отмечу лишь, что речь идет о стратегических глубинах. Что касается огневых средств, то приобретены сверхточные, сверхмощные ракеты, которые умножили наши возможности по решению масштабных задач. Не раскрывая скобок, добавлю, что на разных направлениях у нас есть современное оружие, которое позволяет, например, поражать танки противника на большей глубине.
– Не менее важна безопасность огневых точек. Ведущий огонь из безопасной позиции выигрывает, поскольку более свободен в своих действиях.
– В центре внимания командования армии были работы по укреплению артиллерийских огневых точек, наблюдательных пунктов. Приняты меры, за короткие сроки упущения устранены. Укреплены предусмотренные для артиллерийских подразделений сооружения. Наша оборона сейчас многослойна. Мы повысили степень нашей жизнеспособности в несколько раз. Артиллерия – боеспособна, готова к выполнению задач.
Источник: Panorama