Здоров'я

Древние армяне имели достаточно практических знаний в области врачевания

Древние армяне

В Армении в период принятия христианства фанатиками новой веры уничтожались языческие храмы, которые помимо места отправления культа, были также хранилищем уникальных знаний – накопленного веками опыта научной мысли. В храмах хранилась ценнейшая информация, охватывающая все сферы человеческой жизни: астрономия, математика, медицина, металлургия, архитектура, военное дело, виноделие, земледелие. Был утерян огромный пласт информации, а также авторство многих открытий и исследований, которые в более поздние времена приходилось открывать заново. Помимо этого, многие знания были перенесены в соседние страны спасавшимися от погромов жрецами, в том числе по медицине.

Медицина в Армении существовала с древнейших времен. До нашего времени дошли разнообразные свидетельства, такие, как относящиеся к эпохе араратского царства (Урарту) медицинские инструменты бронзового века, черепа со следами трепанации, каменные и металлические изображения матери с грудным ребенком на руках (символ материнства и плодородия) и т. п. Древние армяне имели достаточно практических знаний в области врачевания. Среди археологических находок есть даже запломбированные зубы 6-тысячелетней давности.

В течение длительного времени медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины. Среди медиков этого периода были также и женщины.

Медики древней Армении знали хирургию и применяли ее в условиях мирной жизни и на поле боя: удаляли стрелы, перевязывали раны шелковыми нитями, останавливали кровотечение. Археологи обнаружили много хирургических инструментов: ланцеты, пинцеты, ножницы, бритвы, эпиляторы и не только. Во время хирургических операций употреблялись средства, снижающие болевые ощущения у пациента — опий, белена, конопля, настой из корней мандрагоры.

Женщинам в период беременности и родов давались гигиенические советы, вырабатывались приемы вмешательства при трудных родах, неправильном положении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, кесарево сечение и эмбриотомию.

Армения славилась своими лекарственными растениями, которые вывозились во многие страны Востока и Запада и вошли в древнейшие фармакопеи. Из армянской медицины в медицину других народов проникли армянская глина (bolus armena), бура и нашатырь. Применялись также препараты из железа для лечения ряда болезней, при которых оно используются и в современной медицине. В арсенале лекарственных средств прочное место занимали ртутные препараты, добывавшиеся в Aрмении, в том числе киноварь. Геродот, Страбон, Ксенофонт, Тацит в своих описаниях упоминают о целебных растениях армянской флоры.

Историк Мовсес Хоренаци (V в.) пишет, что «царь Вагаршак (II в. до н. э.) оздоравливал болотистые края Тайка, Кога, создавая там великолепные сады и цветники». Дикорастущие целебные растения флоры Армении тщательно культивировались в специальных лекарственных садах, созданных по инициативе царя Арташеса (I в. до н.э.). По другим данным, из армянских трав понтийский царь Митридат, родственник армянского царя Тиграна II, известный врач и токсиколог древности, готовил свой знаменитый териак (противоядие).

В отличие от древнейшего периода, медицина средневековой Армении являет собой достаточно красочную картину, несмотря на то, что изучены далеко не все источники в этой области.

Несмотря на многие утерянные знания, преемственность поколений ученых того периода обеспечивала продолжение высокого уровня лечебного дела.

Кодекс армянского врача содержал высокие гуманные требования — нищие имели право на бесплатное лечение. Врач, отказавший в помощи, лишался своего звания.

В 3 в. в Армении при монастырях открылись первые гражданские лечебные учреждения и приюты для немощных, которые содержались за счет населения. В решении Армянского церковного собора 365 г. говорилось: «Для пресечения распространения заразных заболеваний соорудить для прокаженных лепрозории, для больных — больницы, для хромых и слепых — приюты. Для содержания этих учреждений установить на города и селения повинности и подати, назначить смотрителей и служителей. В каждом местечке… открыть больницы». Наиболее известны были больницы в Западной Армении, в Себастии и Кесарии. Кесарийские больницы имели госпитальные корпуса, изоляторы и приюты.

Армянские врачи активно действовали также на всем Ближнем Востоке. Первая больница в современном понимании появилась в Багдаде около 800 г.. По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач Джибраил ибн Бахтиши.

В армянских монастырских академиях (Анийская, Санаинская, Ахпатская), преподавали не только богословие, философия, но и естественные науки, в том числе — медицину. Накопленный в те годы опыт позже нашел свое отражение в знаменитых трудах армянских врачей Мхитара Гераци (ХII в.), Амирдовлата Амасиаци (XV в.), Григориса (ХII в.). В них описаны клиническая картина, причины возникновения и методы лечения многих заболеваний — знания, поразительные для того времени. Так, например, в своем лечебнике «Утешение при лихорадках» Гераци объясняет возникновение некоторых лихорадочных состояний «плесневым» фактором. То есть, по определению доктора истории медицины Левона Оганесяна, он «максимально близко подошел к причине возникновения инфекционных заболеваний задолго до открытия бактерий».

Еще один интересный факт, свидетельствующий о научном прогрессе армянской медицины — римский врач Гален (I в. н.э.) считал, что сердце построено не из мышечной ткани. Он объяснял это тем, что оно в таком случае не было бы в состоянии выполнять столь тяжелую функцию. В Европе этого мнения придерживались вплоть до XVI века. Леонардо да Винчи полагал, что сердце подобно хрящу, а армянские врачи уже в Х1в. знали, что оно состоит из особо гладких плотных мышц.

Уже в Килийском армянском государстве (XI-XIV в.) медицина и здравоохранение считались делом государственной важности. Больницы, которые прежде работали только при монастырях и опекались духовенством, в Киликийском царстве перешли в ведение и под опеку государства. При бжшканоцах (больницах) действовали высшие медицинские школы. Здесь проводилось практическое и теоретическое обучение молодых специалистов, преподавались анатомия и физиология. Подтверждение этому — рукописи; в Матенадаране хранится более 100 специальных работ по этим предметам.

Существуют многочисленные сведения относительно и такой специфической медицинской области, как судебная медицина. О ней можно найти сведения в средневековых армянских судебниках. Например, судебник Мхитара Гоша в случае выкидыша, последовавшего у беременной женщины после удара, допускает возможность исследования как плода, так и самой пострадавшей. Это позволяло выяснить, действительно ли прерванная беременность была следствием удара или каких-либо иных причин. Кроме того, определялся срок беременности, от которого зависела тяжесть наказания преступника. Кстати, уже тогда производились специальные исследования для установления причинно-следственной связи между имеющимися повреждениями и смертью.

В рукописях даже сохранились свидетельства о существовании закона, по которому в определенных случаях участие врачей в расследовании преступлений было обязательным.

К сожалению, с падением Киликийского царства Армения на многие века лишилась возможности развивать свою науку. В период упадка многие ученые эмигрировали в европейские страны, где заложили основы уже европейской научной мысли.

Источник: PanArmenian

AnalitikaUA.net