Турецкие курды ощущают свою историческую ответственность за геноцид 1915 года
AnalitikaUA.net. Недавно восстановленный храм в Диярбекире стал координационным центром для этнических армян, стремящихся обрести культурную самобытность и веру на преимущественно курдском юго-востоке Турции. До массовых изгнаний и погромов во время Первой мировой войны этот регион Османской империи был домом для крупной армянской диаспоры, пишет на своем сайте “Голос Америки”.
Армянская церковь Св.Гирагоса находится в закоулках древнего квартала Сур в Диярбекире. Здание храма стояло заброшенным в течение многих десятилетий, пока не было полностью восстановлено до прежнего величия два года назад. Сотни человек приняли участие в праздновании дня Св.Гирагоса в сентябре. Несмотря на то что церковь все еще ожидает назначение настоятеля, ее хранитель Армин Димирсиян утверждает, что она уже стала важным символом этнической армянской идентичности. “Для меня это очень важно. Это наша история, наша культура и наследие”, — говорит он.
“Эта церковь — дар наших предков. Как армянин я вижу себя именно здесь. Пока я рос, меня воспитывали как курда, и я ничего не знал о своей армянской идентичности”, — отмечает Армин. История семьи Димирсиянов — одна из многих. Отец Армина остался один, когда его родители были убиты во время массовых погромов армян в Османской империи во время Первой мировой войны, и, подобно многим детям, был усыновлен местной семьей и воспитывался мусульманином. Некоторые этнические армяне сейчас переходят в христианство. Мелике Гюналь — одна из них. По ее словам, она годами скрывала свою этническую принадлежность, однако восстановление этой церкви помогло ей публично признать свою идентичность и веру. “Я прихожу сюда три-четыре раза в неделю поставить свечку. Для меня это настоящее рождественское чудо — обрести христианство и этот храм. Раньше, когда здесь даже крыши не было, я приходила сюда и плакала. Но теперь все восстановлено. Для меня это событие имеет огромное значение” , — говорит эта женщина, по словам которой “с самого раннего возраста мы понимали, что нам надо скрывать свою идентичность”.
Мэр Диярбекира Абдулла Демиртас поддерживает прокурдскую партию. Он выделил 600 тысяч долларов из муниципального бюджета на восстановление церкви. По его словам, это решение — часть политики, направленной на поощрение этнического разнообразия.
“В прошлом государство хотело превратить этот регион, эту область в место единой турецкой мусульманской идентичности — не только подавляя курдов, но и все остальные общины, религии и языки. Мы хотим показать, что разнообразие и мирное сосуществование возможны”, — говорит он. Тем не менее церковь Св.Гирагоса, будучи символом армянского наследия региона, ставит нелегкие вопросы перед курдами, поскольку некоторые из их предков принимали участие в убийствах армян. Армения заявляет, что более полутора миллиона армян были убиты во время Первой мировой войны войсками Оттоманской империи. Турция в свою очередь заявляет, что в гражданской войне гибли не только армяне, что статистика жертв завышена, и что те события нельзя рассматривать как геноцид. В церкви св. Гирагоса открыта небольшая фотовыставка, посвященная когда-то процветающей армянской общине — семейные портреты и фотографии людей, пьющих вино и курящих кальяны. Группа курдских и армянских подростков рассматривает экспозицию, зная, что большинство из людей на фотографиях, наверное, погибло в ходе массовых убийств.
Для курда Барана Догана эта церковь — символ прошлого и необходимости помнить о нем. “Мы очень хорошо помним о том, что произошло между армянами и курдами в Оттоманской империи. Я не знал, что один из моих близких друзей — армянин, и он сам совершенно не догадывался об этом до недавнего времени. Когда я прихожу в эту церковь, я чувствую, что это как бы моя маленькая лепта в дело просьбы о прощении, хотя, конечно, она никогда не сможет загладить то, через что пришлось пройти армянам”, — говорит он.
Источник: Новое время