Політика

Пункты и пунктики, или Как Уорлик «ширину коридора» определял

Карабах

AnalitikaUA.net. Случайно или нет, но сопредседатели Минской группы ОБСЕ оказались в Кашатагском районе НКР в дни, когда отмечалась 22-летняя годовщина освобождения Бердзора. И надо сказать, что встреча посредников, впервые за последние годы соизволивших — и то вынужденно — пообщаться с теми, судьбой которых они занимаются в высоких сферах геополитики, оказалась в этом смысле весьма симптоматичной. Насколько можно судить по видеокадрам, сопредседатели получили возможность ощутить настроение людей, 22 года свободно живущих на родной земле и имеющих абсолютное право говорить и быть выслушанными и услышанными. Судя по реакции по крайней мере одного из посредников, эта встреча стала для них в какой-то мере шоком.

СОБСТВЕННО, ЭТОТ ОДИН И ЗАВАРИВАЕТ В ПОСЛЕДНИЕ НЕДЕЛИ ОЧЕНЬ ВЯЗКУЮ КАШУ в процессе урегулирования, в то время как остальные двое ведут себя сдержанно и практически не высказываются. Речь, конечно же, о любителе соцсетей Джеймсе Уорлике. Став сопредседателем сравнительно недавно, этот господин успел развить такую активность, которая его предшественникам даже не снилась. Причины известны: деятельность Уорлика пришлась на сложный период политических потрясений, в частности на Украине, которые не могли не отразиться в нашем регионе в виде нового формата противостояния геополитических полюсов. Столь же очевидно, что подвижки в риторике посредников обусловлены именно обострением противоречий между ними.

За прошедшие выходные на карабахском фронте произошли любопытные события. 16 мая сопредседатели посетили Ереван, где им привычно размыто были представлены подходы армянской стороны. В тот же день Уорлик сообщил в своем микроблоге в Twitter, что они собираются в ходе визита в НКР посетить Кашатагский район. На фоне настырно-нагловатых — иначе не скажешь — заявлений американских дипломатов о том, что Армения, дескать, «должна вернуть прилегающие к Карабаху территории», а также о необходимости определить «ширину Лачинского коридора», это сообщение было воспринято как намек на то, что Уорлик, мол, «в поход собрался» и, не теряя времени, решил приступить к конкретным действиям на месте. Не берусь определить истинный размах прыти американского дипломата, но в Кашатаге его ждал настоящий холодный душ: жители района перекрыли дорогу, и сопредседателям пришлось выйти и пообщаться с ними.

Акция кашатагцев поразила своей продуманностью, культурой поведения, убедительностью аргументов и достоинством, с которым граждане Арцаха представили свои требования посредникам. «Как вы представляете возвращение беженцев в Нагорный Карабах? Сафаров также был так называемым беженцем из Нагорного Карабаха. Агрессия продолжается, и Сафаров одно из доказательств этого», — заявили жители района, подчеркнув, что каждая нация имеет право на самозащиту и народ Нагорного Карабаха также воспользовался этим правом для прекращения агрессии Азербайджана. Отдуваться пришлось опять-таки Уорлику, и надо признать, что хорошая мина при плохой игре ему явно не удалась. В ответ на конкретные вопросы он беспомощно отделался дежурными фразами, заученно повторяя свои «6 пунктов». Спустя пару часов после встречи с кашатагцами сопредседатели получили четкий ответ и от руководства НКР — президент Бако Саакян однозначно подтвердил ранее высказанную емкую и исчерпывающую позицию: возврат в прошлое исключен.

СУДЯ ПО ВСЕМУ, ВЫНУЖДЕННАЯ ВСТРЕЧА С ТЕМИ, КОГО ОН СОБИРАЕТСЯ возвращать под контроль государства-агрессора, оказала на нашего Джеймса определенное впечатление. Во всяком случае вот уже несколько дней, как он не повторяет в исступлении фразы о возвращении территорий. Наоборот, настроения его стали куда более миролюбивыми, и он предложил НКР и Азербайджану наладить сотрудничество в вопросе Сарсангского водохранилища. Напомним, что карабахская сторона неоднократно выступала с таким предложением. И не исключено, что в Баку вновь поднимется стихнувший было вой в адрес Уорлика, а его «водная» идея вызовет у г-на Азимова очередной приступ истерики и непреодолимый позыв потребовать отзыва американца.

Вернемся, однако, к встрече в Кашатаге. Ответы Уорлика на вопросы журналистов в Степанакерте (двое других сопредседателей говорить отказались) показали, что встреча эта стала для него откровением. «Для меня это было неожиданно, тем не менее я вышел из машины, и мы провели очень полезную беседу с участниками демонстрации», — отметил американец. Подчеркнув, что самым плохим вариантом станет возобновление военных действий, он заявил, что «нужно работать общими силами, хотя могут быть и несогласия, и надо попытаться найти какой-нибудь выход». Говоря о 6 пунктах, Уорлик сказал: «В случае если эти пункты не будут реализованы, мы вернемся к исходной точке, то есть снова начнется война». Затем он признал право народа Нагорного Карабаха знать об этом, сообщить свое согласие или несогласие. И неожиданно подытожил: «Все это не обязательное решение. Минская группа не может навязывать решение, мы здесь, чтобы помочь народу, выслушать ваше мнение и встретиться не только с де-факто властями, но и с народом. С нетерпением жду новых посещений».

Прежде всего напрашивается вопрос: почему до сих пор сопредседатели не удосужились встретиться и выслушать людей, судьбу которых они намереваются решить, даже при условии, что мнение народа совпадает с позицией руководства республики? Второе: с чего Уорлик решил, что если сейчас же, немедленно не реализовать его пресловутые 6 пунктиков, то разразится война? Вот уже 20 лет стороны в условиях отсутствия миротворческих сил воздерживаются от широкомасштабных военных действий. Здесь не место углубляться в причины этого, однако сопредседателям наверняка лучше заняться конкретными вопросами укрепления режима прекращения огня, нежели строить заведомо нереализуемые планы и угрожать войной в случае их неприятия сторонами. Наконец, констатируем главное: после встреч с народом и руководством НКР категоричности у Уорлика явно поубавилось. И он признал необязательность принятия того варианта урегулирования, который предлагается сегодня.

ТАКИМИ ВОТ ИНТЕРЕСНЫМ И НЕОДНОЗНАЧНЫМ ОКАЗАЛСЯ НЫНЕШНИЙ ВИЗИТ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ В АРЦАХ. Какими будут дальнейшие действия сопредседателей, сказать трудно, однако молчание российского и французского (кстати, в ходе визита был представлен новый сопредседатель от Франции Пьер Андрио) представителей говорят о многом. Сам возмутитель спокойствия продолжает активничать, подтверждая мысль о том, что США стремятся взять на себя ведущую роль в урегулировании конфликта в пику России. А нам бы хотелось обратить внимание г-д Уорлика, Попова и Фора с Андрио на заявление заместителя премьер-министра Азербайджана, председателя Государственного комитета по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Али Гасанова. «Если Азербайджан начнет освобождать свои земли, он будет способен освободить не только те территории, которые были оккупированы в 1990-х годах, но и более ранние», — заявил Гасанов 16 мая, таким образом, вновь озвучив маразматические претензии Азербайджана не только на Арцах, но и на Армению.

Это замечательное во всех смыслах заявление почему-то проигнорировали не только сопредседатели, но в Ереване и Степанакерте. Между тем Гасанов вновь недвусмысленно дал понять: даже если (допустим невозможное) территории 7 районов будут возвращены под контроль Азербайджана, обещанного Уорликом мира не наступит. Более того, даже если Арцах каким-то чудом вновь окажется в составе Азербайджана, мир опять-таки не наступит. Потому что турецко-азербайджанские аппетиты куда более широки, нежели это сознательно «наивно» декларируют сопредседатели. И это самая реальная реальность и лучший ответ Баку на все пункты и пунктики Джеймса Уорлика и его коллег. Ответ, который, надеемся, надолго отобьет у них охоту определять «ширину лачинского коридора». Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»