Політика

Политолог: То, что войны не будет, видно из событий последних дней

Александр Искандарян

Директор института Кавказа, политолог Александр Искандарян, коснувшись мотивов азербайджанской стороны для обострения напряженности на границе, назвал это «разумной необходимостью» с их стороны, отметив, что теперь настало время, когда пустых слов недостаточно: «В целом, у азербайджанцев есть разумная необходимость стрелять. Дело в том, что для нас, армян, существующую ситуацию в Азербайджане трудно представить. 20 лет прошло после войны, в которой Азербайджан потерпел поражение,а поражение было довольно сокрушительным.

Эти территории население Азербайджана считает своими. Уже 20 лет идет переговорный процесс, и в рамках этих переговоров ничего, кроме «ребята, давайте жить дружно», не было. А почему этот процесс с одной стороны не приводит к регулированию, а с другой — не позволяет никоим образом повлиять на конфликт, ясно: в Азербайджане имеет место нарушение массовой фрустрации. Люди просто не знают, что происходит. Им постоянно говорят, «мы богаты, мы вооружены, мы продаем нефть, у нас есть «Евровидение», у нас есть икра и т.д., и что мы победим Армению, которая уже померла от голода, все оттуда уехали», и этого уже мало для людей. Это с точки зрения внутренней политики Азербайджана. А в плане внешней политики все больше и больше людей начинают верить, что статус-кво еще долго будет продолжаться.

Таким образом, логика следующая: вдохновить международное сообщество, что статус-кво – это плохо, давайте изменим его, а так как на словах это сделать уже трудно, нужно что-то предпринять, и в какой-то момент инструмент шантажа настолько нагревается, что что-то должно произойти. И внешним политическим игрокам нужно показать, какой там статус-кво, если стреляют. Имеено это и является их разумной необходимостью. Но на этот раз Азербайджан встретил такое сопротивление, какого никогда не было. И это также явилось попыткой армянской стороны положить конец всему, добавить схемы безопасности. Посмотрим, что произойдет».

Говоря о возможности возобновления войны, Александр Искандарян отметил, что последние события, в общем, вписываются в логику последних развитий. «То есть, эскалация напряженности, интенсификация выстрелов, диверсионные действия Азербайджана, которые уже предпринимаются не только в отношении Нагорного Карабаха, но и Республики Армения, а также совсем новое явление – агрессия со стороны Нахичевана. Все это, если я не ошибаюсь, развивается в течение нескольких лет. И я говорю о том, что эта медленная эскалация ситуации не новость. Вот что я хотел сказать. И события, которые происходят сейчас, отличаются своим масштабам, есть больше жертв.

Но, если я не ошибаюсь, равносильные этому жертвы у нас были 3 марта 2008 года., а такое количество жертв у нас не было с1994 года. То есть погибло больше людей, но логика та же. Во всем этом новым являются две вещи: во-первых, довольно жесткая реакция Армении и как результат этого больше, я бы сказала сокрушительные потери Азербайджана. Конечно, я не верю опубликованным официальным данным, но мы можем сделать выводы о размере потерь. Я думаю, что со стороны Азербайджана погибли по меньшей десятки солдат.

И второе: что касается возобновления войны, следует отметить, что, напротив, то, что войны не будет, видно из событий последних дней. Они, в частности, продемонстрировали боевую готовность, техническую оснащенность с одной стороны Армении и Нагорного Карабаха, с другой стороны – Азербайджана. Я думаю, что для всех все очевидно. Конечно, для специалистов это было ясно и раньше, но сейчас это продемонстрировали общественности, в том числе и азербайджанской. И то, что Азербайджан был вынужден признать потери, чего обычно не делает, доказывает мои слова».

Коснувшись предстоящей встречи Путин-Саргсян-Алиев в Сочи , политолог отметил: «Я не уверен, что эта встреча состоится, но допустим, что состоится. Дело в том, что эта встреча была предусмотрена до этих событий. Она была инициирована при серьезном участии российской стороны. Также отмечу, что для меня очевидно, что Россия пыталась добиться чего-то через эту встречу: прежде всего, самой встречи, во-вторых, гарантии, что состоится и следующая встреча, а также какого-нибудь заявления».

Александр Искандарян также подчеркнул, что Россия сейчас не в лучшем состоянии: «Я имею в виду ее рейтинг из-за недавних событий на юге Украины. Россия пытается показать, что предпринимает какие-то шаги для разрешения конфликта. Это явно в интересах России, и, если вы помните, РФ проявила аналогичную активность и после российско-грузинской войны. И активность Медведева в вопросе нагорно-карабахского конфликта после этого было больше направлено на поднятие рейтинга России. Аналогичная ситуация имеет место и сейчас. Даже если эта встреча состоится, даже если стороны что-то скажут, не думаю, что мы можем ожидать чего-то серьезного в этой ситуации».

Источник: Tert.am

AnalitikaUA.net