Без рубрики

Сумгаит: армянский след навечно

СумгаитAnalitikaUA.net. В Баку возмущены и оскорблены в лучших чувствах и решили наконец высказаться на наболевшую тему: почему Сумгаит постоянно фигурирует в различных списках и рейтингах как самый-самый грязный, уродливый и нежелательный для посещения город. А поскольку в качестве наиболее загрязненного с точки зрения экологии города мира Сумгаит регулярно фигурирует в отчетах института Blacksmith, решили разделаться с этим институтом точно так же, как со всеми остальными организациями, критикующими Азербайджан за положение дел в разных сферах. И объявили, что рейтинг основан на «неправильных сведениях и распространяет неверную информацию». А на вопрос — почему Blacksmith столь несправедлив к Сумгаиту, был найден самый простой и «убедительный» ответ: «в результате исследований вновь был обнаружен «армянский след».

Обиду сообщившего об этом представителя бакинского офиса института Ровшана Аббасова легко понять. Стоит лишь слегка погуглить со словом «Сумгаит» — и поиск приносит один негатив, причем такой концентрированный, что любой здравомыслящий человек невольно задумается над тем, почему в одном городе скопилось столько негатива. Мало того, что он регулярно попадает в список самых загрязненных городов мира, занимая в нем первые места и обходя даже Чернобыль, многие интернет-порталы, посвященные путешествиям, называют третий по величине город Азербайджана еще и одним из наиболее уродливых городов, куда не стоит ехать. Не сдает своих позиций Сумгаит и по рейтингу преступности, по праву считаясь самым криминальным городом Азербайджана. Как образно выразился пользователь на одном из азербайджанских форумов, «в свое время планировали сделать Сумгаит курортным городом… Получили город-ужас».

Учитывая болезненное, по понятным причинам, отношение к Сумгаиту в самом Азербайджане, подобная информация не могла не тревожить официальный Баку. Тем более что поиск по названию этого «города-ужаса» в интернете неизменно приводит еще и к тому главному, что сделало его символом не экологической загрязненности или уродства с точки зрения градостроительства, а человеконенавистничества и поистине звериной жестокости. Посему Аббасову поручили выступить и опровергнуть информацию, а заодно и заявить, что в деле дискредитации Сумгаита, оказывается, вовсю стараются армяне. Ровшан честно выполнил поручение, сообщив, что информация института относится к 2007 году, следовательно, устарела, а нынче в этом городе уже все замечательно благодаря принятым партией и вождем своевременным мерам.

Отметим, что Сумгаит попал в черный список самых грязных городов мира и в 2011-м. А в году нынешнем, согласно данным экологов, не только Сумгаит, но уже и Баку попали в список самых загрязненных городов мира, куда туристам ехать не рекомендуется. Учитывая, что в январе 1990-го Баку встал рядом с Сумгаитом по степени жестокости и бесчеловечности погромов, это соседство, несомненно, также несет на себе «армянский след».

Как это ни парадокслаьно, но Аббасов сказал сущую правду: во всем, что связано с негативным имиджем и ужасающим состоянием Сумгаита, армянский след, безусловно, присутствует и будет присутствовать всегда. Это клеймо, навечно выжженное на Сумгаите и сделавшее название этого города нарицательным: «сумгаит» навсегда вошел в историю человечества и останется в ней как город, в котором три дня беспрепятственно и безнаказанно шли немыслимые по бесчеловечности и беспощадности погромы, сопровождавшиеся убийствами, пытками, издевательствами и унижениями сотен людей. И даже сегодня, по прошествии более четверти века, страшная картина тех трех дней не открыта в полной мере, до сих пор выясняются подробности, заставляющие вновь и вновь содрогнуться любого, кто соприкасается с этой трагедией.

Буквально на днях в прессе появилась статья, в которой в очередной раз были опровергнуты официальные данные о количестве убитых в Сумгаите армян, за которые упорно и по вполне понятным причинам цепляется азербайджанская пропаганда. Живущий в США азербайджанский исследователь Алек Расизаде в статье, опубликованной в международном журнале Iran and the Caucasus, пишет: «Аскеранское столкновение (речь о попытке нападения азербайджанцев из Агдама на Аскеран 22 февраля 1988 г. — М.Г.) получило продолжение 27 февраля в виде армянских погромов в промышленном городе Сумгаите на Каспийском побережье Азербайджана, которые продлились три дня и унесли жизни более 100 армян». Напомню, что это отнюдь не первое утверждение именно азербайджанского источника о числе жертв среди сумгаитских армян: в 2003 году в фильме «Гейдар Алиев. Бремя власти», снятом по заказу Фонда им. Г. Алиева, режиссер картины А. Кончаловский говорит следующее: «… за одну ночь в азербайджанском промышленном центре Сумгаит было убито более ста армян».

О том, как именно убивали людей в Сумгаите, сказано и написано немало. Несмотря на то что азербайджанское руководство вкупе с Кремлем сделало все, чтобы похоронить чудовищную правду о «сумгаите», сохранилось множество документов и свидетельств об этих страшных днях. Эти многотомные свидетельства, как и вновь и вновь всплывающие детали трехдневного геноцида, и есть тот «армянский след», который никогда и никакими «мерами» не смыть с Сумгаита. Убийства, происходившие чаще всего на улицах, издевательства над людьми, носившие публичный и демонстративно-показательный характер, следы, остававшиеся после сожжения людей заживо («сальные пятна, причудливо повторявшие очертания человеческого тела», как вспоминала одна из спасшихся жительниц Сумгаита), — такое не проходит бесследно. Такое преступление навсегда прикипает к городу и местности, неизбежно оставляя нестираемый даже временем отпечаток на ауре города, в душах и на разуме людей, ставших участниками расправы над беззащитными стариками и женщинами, и тех, кто с любопытством наблюдал за актами насилия в качестве зрителей.

… 74-летняя Фируза Мелкумян заставила свою невестку и трех внучек спрятаться у соседей, а сама вернулась в квартиру, чтобы погромщики не начали искать ее обитателей. Ее вначале избили, а затем разрубили топором на куски. Крики несчастной женщины были слышны на весь квартал, но никто не пришел на помощь.

Это — лишь один из множества жутких эпизодов «сумгаита». Крики и стоны мучеников «сумгаита» до сих пор и всегда будут слышны в этом городе. Души его жертв никогда не покинут сумгаитских улиц и площадей, не давая забыть о совершенном здесь чудовищном преступлении. Большинство убитых были похоронены и навсегда остались там, в Сумгаите или Баку, не говоря уже о братских могилах, где захоронены неизвестные жертвы трагедии. И как бы ни были заброшены их могилы в попытке стереть память об этих событиях, они тоже — непроходящий «армянский след» на сегодняшнем Азербайджане.

Это отнюдь не мистика. Это — расплата, которой в отсутствие реального наказания за совершенное злодеяние навсегда заклеймены Сумгаит и Баку в назидание о том, чего нельзя делать людям, если они считают себя людьми. Армянский след Сумгаита — это напоминание о том, на что способны нелюди в условиях вседозволенности и безнаказанности. Напоминание о преступлении Азербайджана, наказания за которое ждут души убитых и замученных и повторения которого нельзя допустить — нигде и никогда. Марина ГРИГОРЯН, “Голос Армении”