Ступени парка Гези были выложены из армянских надгробий
AnalitikaUA.net. На поверхность выходят малоизвестные факты, в очередной раз доказывающие, что построенная на крови и костях страна не может долго существовать.
В эти дни внимание мира и особенно региона приковано к Турции. В Стамбуле, Анкаре и разных городах пятый день проходят антиправительственные протесты, которые переросли в столкновения демонстрантов с полицией.
Ранее сотрудникам правоохранительных органов уже пришлось прибегнуть к слезоточивому газу, чтобы усмирить демонстрантов в Стамбуле. Крупнейший турецкий профсоюз KESK, который представляет интересы почти 250 тысяч человек, во вторник объявил двухдневную забастовку в знак солидарности с демонстрантами, выступая против действий полиции.
Предварительные итоги еще не окончившегося противостояния: более 300 акций, 3,5 тысячи арестованных, двое убитых.В акциях пока не участвует главная оппозиционная партия — Республиканская народная партия (CHP), имеющая более 25% мест в парламенте во главе с Кемалем Кылычджароглу, которого Эрдоган уже обвинил в подстрекательстве. Пока держится в стороне армия, но помогает митингующим: раздает противогазы. Несмотря на то, что бывшая верхушка Генштаба находится в тюрьме, армия все еще является большой силой и может, при прочих равных обстоятельствах, произвести переворот. Хотя пока что такими кардинальными изменениями не пахнет. Курды также пока сохраняют нейтралитет – на юго-востоке почти нет демонстраций. А премьер-министр Эрдоган, против которого эти протесты направлены, сейчас находится в Марокко, откуда обвиняет в организации протестов то оппозицию, то Facebook, Twitter, экстремистов, внешние силы – кого угодно, только не себя и свою партию. Пока что «турецкая весна» не просматривается, но никто не знает что будет завтра.
Однако, как всегда, на поверхность выходят малоизвестные факты, в очередной раз доказывающие, что построенная на крови и костях страна не может долго существовать.
Во время демонтажа строительная техника вытащила из-под земли на территории парка Гези надгробные плиты, которые, очевидно, принадлежат находящемуся по соседству с артиллерийским складом Таксима армянскому кладбищу «Сурб Акоп». Как отмечает исследователь Геворк Памбукчян, надгробные камни, по всей видимости, использовались во время строительства ступеней парка Гези, пишет ermenihaber.am.
Чтобы выяснить, каким образом армянские надгробные камни оказались использованными при строительстве ступеней парка, нужно вспомнить историю перехода парка из рук в руки, когда для обладания правами на эту ценную территорию даже отрицался факт наличия армянской общины в Турции. Кладбище несуществующей общины с площади Таксим доходило до казарм. История Таксима и нынешнего парка Гези начинается еще с середины 16 века, с эпохи правления султана Сулеймана Кануни (Великолепного). Повар султана, Манук Карасеферян, который был армянином по национальности, спас Сулеймана Кануни от организованного против него заговора. В качестве акта благодарности султан подарил армянской общине данную территорию, которая использовалась в качестве кладбища. В 1872 году была предпринята попытка отнять территорию для ее передачи военному складу. Однако султан Абдул-Азиз не допустил этого.
Вторая попытка отнять кладбище у общины была предпринята уже в 1926 году. Администрация округа Бейоглу обратилась в кадастр недвижимости города Анкары с целью взять кладбище под свое управление. Адвокаты армянской Патриархии оспорили данное решение, хотя представляющие интересы мэрии адвокаты даже утверждали, что в Турции нет армянской общины и армянской Патриархии.
После этого на основе представленных доказательств суд признал факт наличия в Турции армян. Однако в подготовленном делегацией турецких «специалистов» и историков докладе утверждалось, что кладбище принадлежало фонду султана Баязида. В 1933 году суд Стамбула на основе закона о кладбищах передал армянское кладбище мэрии.
Вскоре Патриархат представил в Апелляционный суд исковое заявление с целью обжаловать решение суда нижестоящей инстанции. В 1933 году в суде ночью случился пожар, в результате которого сгорели практически все документы, касающиеся кладбища. Копии всех документов хранились в кадастре недвижимости, однако данный факт уже не мог повлиять на дальнейшее развитие событий. Не дожидаясь решения суда, мэрия делит кладбище на отдельные земельные участки и предоставляет свидетельства о собственности. Таким образом, 850 тыс. кв. м земли переходит мэрии, а у армянской общины остается всего лишь застроенный участок в 6 тыс. кв. м.
В парке в 1919 году был установлен первый памятник жертвам Геноцида армян 1915 года. После провозглашения в Турции республиканских порядков памятник исчез. Карине Тер-Саакян, PanARMENIAN.Net