Політика

На сирийском «плацдарме» Турция напрямую столкнулась с интересами России, Ирана и Китая

Турция и СирияAnalitikaUA.net. Переговоры между Турцией и Израилем о нормализации отношений приостановлены.

Стороны не договорились о размере компенсации, которую Тель-Авив должен выплатить семьям погибших членов «Флотилии свободы». Это стало ясно после встречи, которая проводилась между заместителем министра иностранных дел Турции Фирудином Синирлиоглу и спецпосланником премьера Израиля Джозефом Чехановером.

Отношения между Турцией и Израилем обострились после совершенного 31 мая прошлого года нападения израильского спецназа на морской гуманитарный конвой «Флотилия свободы», который следовал в Газу. В результате атаки погибли люди. Анкара объявила о пересмотре отношений с Тель-Авивом и потребовала официальных извинений за нападение и компенсации семьям погибших. Правда, все сюжеты этой интригующей операции до сих пор остаются неизвестными. Но фактом является то, что после этого инцидента Турция стала дистанцироваться от Израиля, выставляя себя чуть ли не в качестве главного борца за признание независимости Палестины.

Но весь запал турецкой дипломатии оказался исчерпанным в марте нынешнего года, после того, как под давлением президента США Барака Обамы премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в телефонном разговоре с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом принес извинения за действия израильского спецназа. Главы правительств договорились о восстановлении нормальных отношений, включая возвращение послов и отказ Турции от юридического преследования израильских военнослужащих. В этой связи многие эксперты предполагали, что за этим стоит серьезная геополитическая комбинация. Неслучайно высокопоставленный источник из МИД Израиля в турецкой газете Zaman быстро опроверг появившиеся сообщения о тупике на переговорах. По некоторым данным, израильтяне будто бы готовы выплатить семье каждой жертвы катастрофы по 100 тысяч долларов, в то время как Турция требует 1 млн. на каждую семью.

В то же время — тоже неслучайно — появились статистические данные Торговой палаты Израиль-Турция. Так в первом квартале 2013 года объём израильского экспорта в Турцию увеличился на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и достиг рекордной цифры — 560 млн. долларов. Скачок фантастический, что еще раз подтверждает смысл русской пословицы «Милые бранятся — только тешатся». К тому же израильские туристические компании планируют летом 2013 года резкое увеличение туристического потока в Турцию.

Отметим еще один важный момент. Еще недавно премьер-министр Турции Эрдоган публично обвинял евреев во всех грехах чуть ли не со времен царя Соломона. Сейчас его антиизраильская риторика почти исчезла. Почему?

Турки, активно вовлеченные в процессы так называемой «арабской весны», самоуверенно надеялись укрепить свое геополитическое положение на Ближнем Востоке. Но Каир, как и при президенте Мубараке, так и при Мохаммеде Мурси, не отказался от своих геополитических амбиций. Практически по всем направлениям, включая и сирийский кризис, Египет не только стал демонстрировать самостоятельность курса, но и пытается проводить блоковую политику, в частности, с Ираном. Наблюдатели помнят, в каком информационном напряжение держали граждан страны турецкие СМИ, широко освещавшие «африканский прорыв» Эрдогана, когда он первым пытался оказаться в охваченных «арабской весной» странах Северной Африки в расчете, что его там встретят как «освободителя». Сейчас турецкие эксперты теряются в догадках, что это было вообще, ведь в политическом и экономическом отношениях результаты «прорыва» неясны.

На сирийском «плацдарме» Турция напрямую столкнулась с интересами России, Ирана и Китая. Причем, складывается впечатление, что ход событий выглядит для Турции настолько быстрым и неожиданным, что она не успевает скорректировать свою внешнюю политику. Вместо поставленных «широких целей» — стать региональной и мировой державой за счет укрепления влияния на Ближнем Востоке, на Балканах, в Центральной Азии или на Кавказе — она сама оказалась в зоне геополитических рисков. Более того, ее стали выводить из региональной «игры». Конструирование по замыслу США и России международной конференции по Сирии «Женева-2» — наглядное тому доказательство. Анкара будет вынуждена либо принять ее предложения, либо продолжать курс на срыв этого форума.

У Турции существует один принципиальный комплекс — отсутствие на её территории запасов энергоресурсов. Поэтому смысл ее геополитики заключается в стремлении стать главным транзитным региональным центром для поставки энергоресурсов в Европу. Еще недавно Анкара базовый упор делала на энергоресурсы Каспия и России. Но ситуация меняется. Израиль, объявив себя страной, располагающей огромными запасами газа, предложил Турции начать транзит своих энергоресурсов через ее территорию в Европу. По оценке экспертов, это может быть самый безопасный маршрут — в отличие от TANAP и Nabucco — которые рассчитаны на транзит энергоресурсов Каспия. Более того, Анкару уверяют, что она должна не опасаться решения курдского вопроса, поскольку это, якобы, позволит ей в будущем получить не только доступ к энергетическим запасам Иракского Курдистана, но и избавиться от энергетической зависимости от Ирана. Тем более, что сейчас Эрбиль — без оглядки на центральное правительство в Багдаде — экспортирует нефть и газ через турецкую территорию на мировой рынок.

Анкара даже не пыталась разыграть свою «карту» между «центрами силы», которые реально обозначили себя на Ближнем Востоке. Но, действуя только на одном западном плацдарме, она оказалась в региональной изоляции, и выход из сложной ситуации видит в восстановлении альянса с Израилем. Теперь остается только дождаться, какое на сей раз новое «политическое меню» предложит Тель-Авив Анкаре. Станислав Тарасов, ИА REX