Політика

Какими будут отношения Армении с Турцией через сто лет после Геноцида?

музей ГеноцидаAnalitikaUA.net. Выступление генерального прокурора Армении Агвана Овсепяна на втором всеармянском форуме юристов «В преддверии 100-летней годовщины Геноцида армян» было в некотором роде неожиданным, ибо до сих пор он крайне редко что-то говорил о Геноциде армян. Может быть сама тема форума, или приближающее столетие стало тому виной, и надо отметить, что выступление произвело большое впечатление. Овсепян заявил, что потомки жертв Геноцида армян в Османской империи должны получить материальную компенсацию. Армянской апостольской церкви (ААЦ) должны быть возвращены уцелевшие храмы (которых очень мало) и принадлежащие церкви земли. Армения должна вернуть свои потерянные территории. Овсепян в своем выступлении подчеркнул, что Армения считает ответственным за геноцид государством – Османскую империю, то есть нынешнюю Турцию, которая является правопреемником империи. «Турция совершила это преступление. Юристы хорошо знают, что преступники часто имеют подельников, коими могут быть организаторы, подстрекатели или сподвижники. Были ли личности, международные организации, народы и государства, которые организовали, содействовали или подстрекали исполнителей Геноцида армян? Самое главное – с какой целью. В литературе уже появились некоторые данные об организаторах, сподвижниках и даже соучастниках этого преступления. Однако пока я воздержусь от озвучивания упомянутых в этих данных государствах и организациях, поскольку это всего лишь версии, которые нуждаются в серьезном анализе», – заявил генеральный прокурор Армении, добавив, что одной из главных задач армянских юристов является выявление организаторов, сподвижников и подстрекателей Геноцида армян. В этом плане генпрокурор немного слукавил: по крайней мере, один из соучастников и подстрекателей хорошо известен еще с 1915 года – это кайзеровская Германия. Именно она вооружала и обучала турецкую армию в Первой мировой войне, именно она через посла барона Вангенгейма пыталась скрыть зверства в Анатолии. А ведь еще были и курды, которым дали карт-бланш в отношении армян.

В 1995 году в Ереване был издан сборник материалов из политархива МИД Германии о роли Германии в Геноциде армян.

«Предписание отдела цензуры военного министерства Германии о необходимости сокрытия правды о Геноциде армян. О зверствах по отношению к армянам можно сказать следующее: эти вопросы, касающиеся внутренней администрации, не только не должны ставить под угрозу наши дружественные отношения с Турцией, но и необходимо, чтобы в данный тяжелый момент мы воздержались даже от их рассмотрения. Поэтому наша обязанность хранить молчание. Позднее, если заграница прямо обвинит Германию в соучастии, придется обсуждать этот вопрос, но с величайшей осторожностью и сдержанностью, все время заявляя, что турки были опасно спровоцированы армянами. Лучше всего хранить молчание в Армянском вопросе». Markwart J. Die Entstehung und Wiederherstellungder Armenischen Nation. Berlin-Schoneberg. 1919. S. 53.

А вот донесение германского консула в Алеппо Рослера рейхсканцлеру Бетман-Гольвегу от 20 декабря 1915 г. Приводимые здесь две статьи в «Франкфуртер цайтунг» от 12 октября (недельный выпуск) по Армянскому вопросу дают мне повод для следующих замечаний. Общественность Германии, очевидно, не знает, как обстоят дела в Армянском вопросе, иначе бы газета не могла написать, что об этих событиях пока вовсе нет никакой достоверной информации. Она заявляет: «Необходимо воспрепятствовать лишь грубым эксцессам волнения». «Любого вида суда Линча посредством возбужденных масс народа следует избегать при любых обстоятельствах». Она тем самым скрывает суть и осуждает побочные проявления, создавая, таким образом, неверное представление. В действительности, речь идет о совершенно ином. Направленный сюда Министерством внутренних дел комиссар по депортации открыто заявил: «Нам нужна Армения без армян». Это — тот принцип, которым руководствовалось и все еще руководствуется правительство и, быть может, с целью его реализации 4/5 всего армянского народа, включая женщин и детей, были выселены со своих мест обитания в Малой Азии и отправлены в долгий путь в Месопотамию и Сирию (преимущественно пешком).

Большая их часть должна была погибнуть и ежедневно погибает от голода, изнеможения и болезней, не говоря уже о преднамеренном их уничтожении правительственными органами и подстрекаемым или воодушевляемым ими населением. Масштабы гибели людей зависят от местности, из которой идут ссыльные: в восточной части Малой Азии в общем гораздо больше потерь, чем в западной. На востоке 75 процентов людей, составляющих многочисленные колонны, вероятно, погибло, если женщин и девушек не увели в мусульманские гаремы или же, если повезло, они не нашли защиту в мусульманских семьях. Оставшиеся люди, прибывшие в Месопотамию (например, в Рас-уль-Аин или Тель-Абиад), были настолько изнурены, что большая часть их также погибла.

С учетом обстоятельств кажется рискованным оспаривать опубликованное англичанами число убитых армян 800 000. «Франкфуртер цайтунг» пишет: «Любой, знающий обстановку в Турции, не поверит в эту цифру. Эта цифра означала бы убийство свыше 30 процентов проживающих в Турции армян, включая женщин и детей. Это совершенно исключено».

К сожалению, это не исключено. Об ужасных событиях и обстоятельствах, которые повлекли за собой или сопровождали уничтожение армян, я в последние месяцы многократно докладывал. Допускаю, что после таких событий число погибших должно быть чрезвычайно высоким. Весьма осведомленные армяне, которые общаются со ссыльными, прибывшими сюда со всех частей страны, приводят такого рода цифры: общее число армян в Турции составляет 2 1/2 миллиона, из коих в 6 восточных вилайетах – Эрзеруме, Ване, Битлисе, Диарбекире, Харпуте, Сивасе – проживают 1 200 000 человек. Провинция Ван, насчитывающая, возможно, 150 000-300 000 армян и имеющая особые условия, поскольку являлась ареной военных действий, во внимание не принимается. Смертность среди прибывших в Сирию и Месопотамию чрезвычайно высока и еще долго будет оставаться высокой как прямое следствие депортации, конец которой еще не виден. При этих обстоятельствах, как оказывается, общее число погибших — 800 000 — в осведомленных кругах, располагающих лучшей, чем другие, информацией, воспринимается как вероятное, и даже считают возможным, что число погибших еще больше. Разница лишь в том, что мужчины, по крайней мере из восточных провинций, большей частью гибли насильственной смертью, тогда как смерть женщин и детей наступала вследствие более длительного периода мучений, так что турки могут сказать: «Они умерли собственной смертью».

Последствия депортации должны были быть известны правительству. Уже в июне оно получило информацию об этом; однако правительство и дальше продолжало курс на депортацию. Однако тысячи людей еще сейчас могли бы быть спасены в случае немецкого вмешательства.
Касаясь комментариев официальных военных донесений противников Германии в немецкой прессе, верховный орган цензуры направил публичное письмо ведомствам военной цензуры, которое заканчивается следующим предложением: «Тем, кто опасается, что распространяемая неприятелем официальная информация подчас может создать трудности, следует помнить, что подлинные факты никогда нельзя утаить в течение длительного периода и ложь в конце концов всегда становится достоянием гласности».

Покорнейше прошу Вашу светлость решить, не слишком ли велика совместная ответственность, которую берет на себя в результате молчания и скрашивания действительности немецкая сторона как перед немецким народом, так и перед всем миром, и не большим ли будет политический ущерб от обнаруженной (быть может, в неудобное для нас время) правды, чем вред, который может возникнуть в настоящее время, если сообщим об этом нашей общественности».

…МИД Турции отреагировал на заявление генпрокурора Армении Агвана Овсепяна спустя неделю. В заявлении внешнеполитического ведомства говорится, что высказывания лица, занимающего столь важный пост генпрокурора, представляют позицию правящих кругов Армении касательно территориальной целостности Турции и отношений Турции и Армении. «Эта позиция противоречит обязательствам Армении, взятым перед международными организациями во главе с ООН и ОБСЕ. Каждый должен хорошо усвоить, что никто не смеет требовать у Турции земли», – отмечается в сообщении.

Между тем, Турецкое историческое общество собирается опубликовать сборник, в котором будут описаны различные исторические этапы турецко-армянских отношений.

Председатель общества Мехмет Метин Хюлагу в интервью агентству «Anadolu» отметил, что в сборник будут включены статьи о политических и общественных отношениях турецкого и армянского обществ.

«Сборник будет своего рода подготовительной работой Турции в преддверии 100-й годовщины Геноцида армян. Помимо этого, будет описана ненаписанная доселе история армяно-турецких отношений. До этого были изданы труды, охватывающие отдельные этапы отношений. Наш сборник будет охватывать труды, написанные как в прошлом, так и в последние годы, а также статьи, которые были обновлены с учетом имеющихся на сегодня сведений и документов», – сказал он.

По словам главы Турецкого исторического общества, в Турции нет какого-либо объемного труда на эту тему, в то время как весь мир обсуждает этот вопрос, и это серьезный пробел. Хюлагу добавил, что сборник будет готов в течение года.

Каждый по-своему готовится к 100-летию Геноцида армян. Но при этом признания этого факта от Турции Армения вряд ли дождется. Равно как и от США и Израиля. По мнению многих армянских специалистов, можно и даже нужно обратиться в Международный суд, постараться реанимировать Севрский договор и арбитражное решение Вудро Вильсона. Даже если практических последствий не будет – по крайней мере, при эффективном использовании имеющихся информационных ресурсов и грамотной координации действий между властями Республики Армения и диаспорой, широкое общественное внимание к проблеме будет привлечено. Карине Тер-Саакян, bs-kavkaz.org