ВажливеПолітика

Серьезные изменения в карабахском вопросе маловероятны: армянские эксперты – о ситуации в переговорном процессе

Директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян не видит возможностей для серьезных изменений по отношению к карабахскому конфликту.

“Соглашение было не только подписано, но было исполнено: войска были выведены, те территории, которые завоевали азербайджанцы, оккупированы, а те, из которых армянские и карабахские войска вышли, уже вышли, и миротворцы уже встали или становятся по периметру Карбаха”, – сказал он в субботу на пресс-конференции в пресс-центре “Новости-Армения”.

Политолог отметил, что какие-то мелкие подвижки возможны, но вряд ли будут очень серьезные перемещения. Он также заявил, что Азербайджан продолжит свою страгегию։ ища больные точки у армян и дергая за эти веревки.

По его словам, этими точками являются вопросы пленных и территорий, и в некоторых случаях Азербадайжан намеренно “нажимает кнопки”: берет территории, которые ему не нужны, держит пленных, которые ему не нужны.

“Будут попытки пробовать каким-то образом соорудить, продолжить, реанимировать какой-то формат урегулирования карабахского конфликта, потому что ноябрьское соглашение не про конфликт, а про прекращение огня. Про статус Карабаха, про вопросы, связанные с гарантиями, там ни одного слова нет”, – отметил он.

Политолог ожидает попыток поиска формата взаимодействия, которые уже идут и будут продолжаться. По его словам, одним из достаточно вероятных вариантов является сохранение Минской группы формально в том формате, в котором он есть.

“Я не думаю, что этот конфликт может решиться или даже как-то двинуться в сторону решения, но какой-то формат может быть возобновлен”, – считает он.

В свою очередь руководитель армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров отметил, что полученный в соответствии с ноябрьским заявлением результат не мог удовлетворить часть общество, политической контрэлиты.

Он сообщил, что проблема для власти была двухсторонней: с одной стороны, попытаться обеспечить во внешней среде реализацию представленных в заявлении решений, с другой стороны, минимизировать для себя вред, полученный внутри страны.

Маркаров указал на изменение внешней среда в том плане, что есть по-другому оценивающий ситуацию Иран, измененный статус Турции в регионе и вовлеченность России в Карабахе в виде миротворцев.

“В целом, контекст существенно изменился: статус-кво, который был до сентября, подвергся существенным изменениям. И проблема заключается в том какие конструктивные шаги можно сделать, чтобы удержать то, что осталось под властью Арцаха, создать новую повестку в связи с теми терриорииями, которые рассматриваются как часть, несправедливо перешедшая под контроль Азербайджана”, – сказал он.

Эксперт подчеркнул, что в целом сложилась следующая ситуация: статус-кво меняется, меняются взаимоотношения властей.

“Мы видим, что из этой ситуации нужно найти выход. Где выход? МГ продолжает выступать в качестве признанного международного формата. Но до чего должен дойти этот формат, если мы продолжаем утверждать, что имели определенные красные линии, от которых мало что осталось. Сейчас делаются попытки очертить следующую красную линию, говоря, что вопрос самоопределения (Арцаха) выступает в качестве основы для урегулирования”, – сказал он.