Політика

Все вернулось на круги своя – эксперт о переговорах в Женеве

Когда появилось сообщение о том, что 29-30 января с.г. министры иностранных дел Армении и Азербайджана встретятся в Женеве, главным вопросом момента стал вопрос о намерениях этой встречи. Хотя общественность обеих стран привыкла к таким встречам, ничего не ожидая от них, тем не менее, нынешний момент обладает некоторой особенностью.

Для того, чтобы оценить актуальность нынешней встречи министров, коротко напомним ситуацию середины декабря 2019 года. Тогда, 4 декабря, встреча прошла в рамках 26-й Министерской конференции ОБСЕ в Братиславе и ознаменовалась серьезной интригой. Накануне встречи Азербайджан опубликовал текст со своими позициями, ставящими под сомнение имеющиеся предложения посредников. Ключевым тезисом этого документа был тезис о том, что правовой основой урегулирования конфликтной ситуации является Конституция Азербайджана. Выдвижением такого тезиса Азербайджан, фактически, продемонстрировал, что отвергает предложенные Минской группой ОБСЕ принципы и элементы урегулирования.

Данная инициатива Азербайджана не могла не вызвать реакцию посредников. Тогда, по случаю заседания Совета министров ОБСЕ главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы выступили с заявлением, в котором указали на то, что по-прежнему твердо привержены посредничеству в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Они призвали стороны сотрудничать друг с другом и с сопредседателями Минской группы, которым поручат продолжить посреднические усилия. Из такого заявления следует, что посредники предлагают сторонам конфликта отказаться от всех предусловий и продолжать переговоры на базе тех правил, которые установлены с 2009 года. Иной перспективы они не видят, поскольку, считают, «что статус-кво неприемлем, и военного решения конфликта не существует».

Поскольку, в своей речи на конференции ОБСЕ в Братиславе и министр иностранных дел Армении З. Мнацаканян актуализовал ряд тезисов, в частности, подняв требование о необходимости установления на линии соприкосновения войск механизмов контроля, а также, о необходимости признания со стороны Азербайджана права народа Арцаха на самоопределение, ситуация на переговорах крайне осложнилась. Тем не менее, министры согласились встретиться в начале 2020 года. Однако, последующее интервью министра иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъярова никакой ясности в намерения Азербайджана не внесли. Будет ли Азербайджан настаивать на своих позициях? – было неясно вплоть до нынешнего момента.

После трехдневных переговоров в Женеве, министры иностранных дел Армении и Азербайджана и сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением. И сразу же, все стало на свои места: Азербайджан вернулся к прежней схеме переговоров. Это видно из текста, с которым согласился Э.Мамедъяров. А именно: «Сопредседатели подтвердили свою полную приверженность оказанию помощи сторонам в поиске мирного решения конфликта и принципу конфиденциальности в мирном урегулировании, а также необходимости обеспечения созидательного подхода и духа компромисса в достижении справедливого и устойчивого мира».

Вроде бы ничего нового в этом заявлении нет. Но если посмотреть через призму сделанных в начале статьи рассуждений о сложившейся в декабре прошлого года ситуации, то смысл возникшей ныне ситуации на переговорах становится прозрачным. Опубликованная накануне встречи в Братиславе 4 декабря 2019 года позиция Азербайджана компромисса не предполагала – предполагала подчинение всего процесса урегулирования требованиям конституции Азербайджана. Об этом же свидетельствует готовность Азербайджана обсуждать «принципы и элементы, формирующие основу для будущего урегулирования», среди которых, как известно, имеется принцип, касающийся волеизъявления населения Нагорного Карабаха.

Сама предложенная сопредседателями повестка прошедших переговоров, а именно: «реализация договоренностей и предложений, обсуждённых в 2019г. и последующие возможные шаги для подготовки народов к миру; принципы и элементы формирующие основу для будущего урегулирования; временные рамки и повестку дня для продвижения процесса урегулирования» – также свидетельствует о том, что тема переговоров осталась прежней. Никаких новых тем для обсуждения не принято.

Получается так, что выдвинутая в период братиславской встречи позиция Азербайджана оказалась лишь капризом. Отказаться от участия в переговорах по предложенной сопредседателями Минской группы ОБСЕ схеме урегулирования Азербайджан не может. Практиковать свою излюбленную «военную дипломатию» тоже не может – времена не те. Признать, что урегулирование конфликта не может исходить только из интересов Азербайджана, тоже не может. Остается лишь надеяться на авось.

Такова вот скучная ситуация на переговорах. Даже писать об этом становится неинтересным.

Манвел Саркисян, acnis.am