Політика

Виталий Портников: Донбасс – это Карабах, а не Приднестровье

Президент Азербайджана Ильхам Алиев созывает срочное заседание Совета безопасности страны в связи с конфликтом на границе Азербайджана и Армении. Премьер-министр Армении Никола Пашинян осуждает действия Баку, а министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян инициирует заседание представителей стран – членов ОДКБ. В азербайджанской столице тысячи людей выходят на улицы с требованием начать войну за освобождение Карабаха… Говорится в материале известного эксперта Виталия Портникова на страницах espreso.tv.

“С украинской точки зрения все это выглядит странно. Как это, через 32 года после начала конфликта продолжается война, гибнут люди? И это при том, что уже несколько десятилетий стороны пытаются договориться в Минске – да, тоже в Минске, это такое “заколдованный” город, в котором годами не происходит ничего нового. Почему? Почему не так, как в Приднестровье или в Абхазии?

Ответ на этот вопрос очень прост и обуславливается интересом. России, которая оккупировала Приднестровье и грузинские автономии, дальше просто некуда и незачем продвигаться. На территориях, где большинство населения – этнические молдаване или грузины, оккупант все равно не встретит поддержки. Кишиневу и Тбилиси тоже нет никакой необходимости обстреливать оккупированные территории – Молдова и Грузия просто не хотят полномасштабной войны с Россией. Когда Грузия решилась на такую войну в 2008 году, это привело к российским танкам под Тбилиси, бомбардировкам Гори, новым территориальным потерям и изгнанию грузинского населения из Южной Осетии. Тогдашний грузинский президент Михаил Саакашвили был вынужден направить своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву письмо с обязательством не применять силу в Абхазии и Южной Осетии, Кремль признал независимость грузинских автономий и ввел санкции против Грузии – о международных санкциях против самой России тогда и речи не было.

Но в Карабахе – совершенно другая ситуация. Я сейчас даже не буду останавливаться на вопросе, кто в этом конфликте прав. Важен именно интерес, долгосрочная стратегия. Для Баку неприемлемо признать статус-кво, потому что в этом случае такое признание будет означать спокойную жизнь для Карабаха. А в Азербайджане никто не хочет спокойной жизни ни для Карабаха, ни для Армении – между прочим, нынешний конфликт произошел как раз на государственной границе Армении и Азербайджана, а вовсе не в районе Карабаха. При этом Азербайджан не боится нападать на Армению – потому что Армения не Россия. А Армения не боится отвечать Азербайджану или провоцировать новые столкновения – потому что Азербайджан не Россия. Азербайджану нужно, выражаясь словами украинского вице-премьера Алексея Резникова о Донбассе, “мотать нервы” Армении. Армении нужно демонстрировать, что и она может “мотать нервы” Азербайджану. И поэтому, пока не будет найдено решение конфликта, на границах обеих стран будет продолжаться стрельба и будут гибнуть люди. Хоть 30 лет, хоть 60.

На Донбассе – ровно та же ситуация. России не нужен Донбасс без обстрелов просто потому, что это – лишь небольшая часть территории, которую Кремль планирует захватить. По ту сторону линии разграничения для Москвы нет никаких грузин или молдаван. А есть такие же украинцы, как и те, что живут на Донбассе. То есть – “свои”. “Русскоязычное население”, которое нужно “освободить”. А для этого – продолжать дестабилизацию Украины вплоть до капитуляции врага. То есть Путину нужно просто продолжать стрелять. При этом Украина все же – не Молдова или Грузия, Украина может позволить себе отвечать на российские провокации, даже если это не очень нравится актуальному Верховному Главнокомандующему и его окружению.

Попросту говоря, Россия тут в роли Азербайджана: Кремлю не нужно, чтобы Украина удовлетворилась статус-кво, замороженным конфликтом на Донбассе. Путин заинтересован в постоянной дестабилизации. А Украине нужно показать, что она не боится обстрелов и готова отвечать.

И поэтому, пока в России не смирятся с правом Украины на суверенное существование, на линии разграничения будет продолжаться стрельба и будут гибнуть люди. Хоть 30 лет, хоть 60. Такова реальность, которую нужно принять. Альтернатива понимания этой реальности – это капитуляция”, отмечает эксперт.