Політика

Рестарт переговоров и красные линии для Армении: чего ждать на карабахском “фронте”?

Переговоры глав МИД Армении и Азербайджана – Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова, в формате видеотрансляции и некоторые “фоновые” события внесли заметное оживление в “коронавирусную” ленту армянских СМИ и армянского сегмента соцсетей.

Сначала заявление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что на столе переговоров лежит документ, предполагающий поэтапное урегулирование проблемы, затем весть о том, что в зоне конфликта сбит азербайджанский беспилотник, – все это внесло некие нотки неопределенности и напряженности в онлайн-переговоры руководителей внешнеполитических ведомств двух стран.

Примечательно, что все эти месяцы армянская сторона утверждала, что никакой документ за столом переговоров не обсуждается. Но высказывания Лаврова свидетельствуют об обратном.

Комментируя это, на первый взгляд, противоречие, политолог Нарек Галстян в интервью Sputnik Армения предположил, что Россия тем самым хочет дать некий “рестарт” переговорному процессу. Что это за “перезагрузка”, пока сложно сказать. По мнению эксперта, в ближайшие месяцы можно ожидать задействования более конкретных подходов и механизмов в переговорном процессе.

Вместе с тем, по словам Галстяна, официальный Ереван обозначил “красные линии”, которые он никогда не перейдет. Именно так нужно воспринимать слова Мнацаканяна о том, что подходы о поэтапном решении были в 2014-м, 2016-м году, но они были неприемлемы для армянских сторон. С 2018 года переговоры ограничились обсуждением оценок, подходов сторон к отдельным элементам.

“Мнацаканян повторил то, о чем периодически говорилось в течение последних 2 лет. В частности, что армянская сторона никогда не пойдет на односторонние уступки, что без непосредственного участия Карабаха в переговорах нельзя ожидать серьезных результатов, и т.д.”, – напомнил Галстян.

Он считает, что переговорный процесс, по крайней мере за последние 10 с лишним лет, никогда не шел по желаемому для Армении сценарию. Начиная с момента “презентации” Мадридских принципов, логика переговоров в сухом остатке была невыгодной для Армении.

“Но вопрос в том, как мы воспринимаем эти принципы: как окончательную договоренность или же как вопросы, которые можно обсуждать? Очевидно, что последовательность и порядок реализации заложенных в мадридском документе пунктов еще нуждаются в обсуждении. Думаю, что вокруг них и идут переговоры”, – говорит Галстян.

Он напомнил, что еще в конце 90-х годов сторонам конфликта предлагалась своеобразная поэтапная реализация пакетного урегулирования. На первый взгляд эта фраза звучит как оксюморон. Но при внимательном изучении можно увидеть, что никакого противоречия здесь нет. Суть такой схемы заключается в том, что принципы решения рассматриваются как единое целое, но с определенным алгоритмом и последовательностью их воплощения в жизнь. Так как в заявлении Лаврова остаются нераскрытыми множество скобок, эксперт вполне допускает, что российский министр мог намекнуть на такой вариант. В любом случае Галстян убежден, что на многие детали и обстоятельства переговоров еще предстоит пролить свет.

Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net