Політика

“Пограничный” узел армяно-азербайджанского конфликта опаснее карабахского – Маркедонов

Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований, эксперт, Сергей Маркедовнов представил несколько важных тезисов по последнему обострению на армяно-азербайджанской границе. Он изложил их на своей странице в Facebook.

“За конфликтом между двумя закавказскими государствами прочно укрепилось название нагорно-карабахского. Действительно, Нагорный Карабах – это сердцевина противостояния. Однако борьба за эту территорию его не исчерпывает”, – написал Маркедонов.

По его словам, конфликт развивается также вдоль армяно-азербайджанской госграницы за пределами “линии соприкосновения” в Карабахе. И этому направлению традиционно уделяется меньшее внимание.

“Уже лет десять кряду пишу о том, что “пограничный” узел армяно-азербайджанского конфликта более сложен и потенциально опасен, чем собственно карабахский. Граница между странами не демаркирована и не делимитирована”, – написал Маркедонов.

Он отметил, что в такой ситуации даже между дружественными странами Азербайджаном и Грузией возникают неприятные инциденты, напомнив о многолетней истории вокруг скального монастырского комплекса Давид-Гареджи.

“А в армяно-азербайджанском контексте речь идёт о двух откровенно враждебных государствах. При неопределённой границе и многолетнем конфликте присходит борьба за “пустоты”, кои каждая из сторон считает своими. Со всеми вытекающими последствиями. Чем это чревато?”, – задается вопросом Маркедонов.

По его мнению, это чревато потенциально опасными эскалациями с втягиванием третьих сил. Одно дело конфликт в Карабахе, который рассматривается, как ирредентистский, и другое дело – открытый межгосударственный военный конфликт с учётом того, что Армения – член ОДКБ, а Азербайджан имеет особые отношения с Турцией. И самое, пожалуй, главное, это то, что пограничные конфликтные истории не вписаны в контекст обновлённых Мадридских принципов (они же базовые).

“Там не прописаны механизмы их урегулирования в отличие от обозначенного выше документа. Но влияние инцидентов на ход переговоров велико, они дают “добавленную стоимость” затягиванию мирного процесса. В то время, как чётких планов минимизации приграничных столкновений и их предотвращения нет”, – написал Маркедонов.

Он призвал не переоценивать влияние коронавируса на динамику конфликта, так как пошли уже комментарии, что мол две страны сильно страдают от инфекции и их лидеры пытаются инструментально разогреть противостояние для отвлечения внимания от проблем внутри двух стран.
“Инфекционные издержки действительно высоки, проблем в Армении и в Азербайджане выше крыши. Но конфликт был до вируса и останется, увы, когда пандемия схлынет. Все глубже намного”, – написал Маркедонов.

Он также напомнил, что на “пограничном” направлении у России больше ресурсов и возможностей для влияния на конфликтующие стороны, чем непосредственно на карабахском треке, где ее усилия дополняются действиями других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, США и Франции, которым сейчас сильно не до Карабаха. И риски от эскалации для Москвы выше. И потому важно действовать эффективно и точно.

“Ведь это только же миф, что конфликт нам выгоден. Нам выгодно его урегулирование, весь вопрос в том, по каким лекалам его осуществлять. Но до этого ещё не близкий путь, архиважно сейчас купировать инциденты”, – написал Маркедонов.

По данным Минобороны Армении, утром в воскресенье, 12-го июля, азербайджанские ВС дважды предпринимали агрессивные действия против Армении, попытавшись нарушить госграницу Армении в районе Тавуша и захватить опорный пункт, понеся потери. Ближе к вечеру азербайджанская сторона возобновила артиллерийский обстрел в направлении той же позиции из миномета калибра 82 мм и танка.

Утром в понедельник пресс-секретарь Минобороны Армении Шушан Степанян сообщила, что после двух-трех часов затишья противник продолжил артиллерийский обстрел армянских позиций, на что подразделения ВС Армении дали соразмерный ответ. По данным оборонного ведомства республики, с армянской стороны в результате обстрела легкие ранения получили два полицейских, несших боевое дежурство. Губернатор Тавушской области Айк Чобанян сообщил о трех раненых военнослужащих.

Глава Минобороны Армении Давид Тоноян сообщил, что артобстрел армянских позиций со стороны Азербайджана продолжается с определенной периодичностью, однако подавляется снайперским огнем, в результате чего у противника значительные потери. Днем в понедельник азербайджанские ВС выпустили семь снарядов из минометов калибра 82 мм и 102 мм по селу Чинари Тавушской области. Пострадавших нет, повреждена крыша одного из домов.

В ночь на вторник армянские ВС подавили танковую активность противника. Утром во вторник Минобороны Армении заявило об атаке беспилотников противника на гражданскую инфраструктура города Берд.

Озабоченность в связи с эскалацией на армяно-азербайджанской границе выразили, в частности, МИД России и спецпредставитель ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клаар, сопредседатели МГ ОБСЕ, Госдепартамент США, ООН и другие международные структуры.